6 декабря 1912 года руководителя германской экспедиции в городе Ахетатоне Людвига Борхардта внезапно попросили срочно прийти в небольшое помещение, которое когда-то было частью обширной мастерской "хвалимого благим богом начальника работ скульптора Тутмоса". В двадцати сантиметрах от восточной стены комнаты из кирпичной пыли проступала часть скульптуры - кусок окрашенного в телесный цвет затылка с изображением спускавшихся вдоль шеи красных лент. Были отложены все инструменты, и дальнейшую работу делали только руками. Вот показался и синий головной убор. Стало ясно, что это бюст царицы в натуральную величину. Наконец, он был поднят - не только почти целый, но и совершенно поразительный по красоте! Перед исследователями, преодолев пространство в три тысячи триста лет, предстала "умиротворяющая... голосом сладостным, своими руками прекрасными с систрами" царица Нефертити. Когда, уже после полуночи, Борхардт заполнял дневник этого исключительного дня и дошел до бюста царицы, он смог записать только следующее: "Описывать бесцельно - смотреть!". Публикуя этот шедевр спустя одиннадцать лет, Борхардт говорит: "Я и сегодня мог бы написать снова то же самое, потому что я убежден, что мои слова не могут передать впечатление от этого памятника".
Египетское искусство необычайно по силе своего эмоционального воздействия. Время, категория столь условная в древности, отступает и сегодня в момент соприкосновения с творением художника, предназначенным для вечного существования. Не важно, что это - гигантские, вонзающиеся в лазуритовое небо колоннады храма Амона-Ра в Луксоре или полная грации и изящества статуэтка жрицы Раннаи из ГМИИ им. А.С. Пушкина, приносящая в стужу зимнего московского дня идеал красоты с берегов Нила.
Испещренные иероглифами грандиозные храмы и надгробные памятники Древнего Египта приводят в изумление современного человека, которому не так просто понять их значение и смысл, зачастую непонимаемый даже древними греками, стоящими по времени гораздо ближе египтянам, но, несмотря на это, считавших великие пирамиды Гизы всего лишь нелепой и гнетущей демонстрацией царского тщеславия. На самом деле памятники не только воскрешают для нас былое величие; это своеобразное воплощение образа мыслей и действий - столь странного и в то же время столь близкого нам.
То, что не вмещается в рамки человеческого сознания, передаваемо через несколько различных взаимодополняющих понятий, которые лишь в совокупности могут отражать истинную суть явления. Непостижимое, глубокое, усеянное золотыми звездами небо - это и бесконечный океан, и крыша, и божественная небесная корова и тело богини Нут, склонившейся над своим супругом Гебом - божеством земли. При этом любой традиционный символ оправдан и все они вместе, несмотря на кажущееся несходство, дают ключ, возможность приобщения к миру богов. Различие подходов выражается в дуализме мышления, сводящему целое к единству и борьбе двух начал, которые отражаются в двойственном характере царской власти, в противостоянии Кемет - черной, дающей жизнь людям и всходам земли Египта и Дешрет - красных песков пустыни, убивающих своей безысходностью: солнце умирает и рождается на их бескрайнем горизонте, их бесконечность - прибежище смерти и, одновременно, невидимого возрождения. Извечный, населенный загадочными, погруженными в сон существами, океан Нун, окружавший в момент сотворения вселенной изначальный холм земли Бен-бен - место рождения солнечного божества, на земле принимает форму морей, наполняет небесный свод, разливается паводком Хапи - Нила, питает русло реки в загробном царстве, по которому каждой ночью странствует с запада на восток бог солнца Ра, повергая зло, подчиняясь нехех - бесконечному круговращению жизни.
Между предметом и его определением есть нерушимая взаимосвязь. Таким образом, слово воплощает предметы и явления; меду нечер - "божественные слова" - иероглифическая система письма, созданная богом Тотом, составленная из картинок, срисованных с натуры, - представляли собой отражение реальности. Изображение живого существа, непременно сопровождающееся его именем, становится как бы сдвоенным. Желание заключить реальность в рамки устойчивых вербальных и графических символов, дабы сохранить ее с помощью одной из высших форм волшебства, - вот основная черта древнеегипетской культуры.
Типология символики древнеегипетского искусства очень обширна: это символизм формы и размера, месторасположения и материала, цвета и числа, иероглифического значения и жеста.