Германия
Германия
Бельгия
Бельгия
Вануату
Вануату
Либерия
Либерия
Дания
Дания
Гренада
Гренада
Финляндия
Финляндия
Гайана
Гайана
Египет
Египет
Колумбия
Колумбия
Литва
Литва
Гамбия
Гамбия
Албания
Албания
Сомали
Сомали

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Египет:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Прогулка по Нилу на фелуке в Асуане

Экскурсия в Асуан

Восхождение на гору Моисея

Коралловые острова Египта

Сафари по пустыне

Экскурсия в монастырь Святой Екатерины

Дворец "1000 и 1 ночь"

Обзорная экскурсия по Александрии

Поездка в Луксор

Путешествие в подводный мир

Поющие фонтаны

Рынок Хан Эль Халили

Сувениры Египта

Экскурсия в Каир

Путешествие с животными


Египет - В поисках бессмертия: три тысячелетия искусства в стране пирамид

В поисках бессмертия: три тысячелетия искусства в стране пирамид

  

Подраздел: Cтатьи об Египте | Египет
Страницы: 1234

город Ахетатон 6 декабря 1912 года руководителя германской экспедиции в городе Ахетатоне Людвига Борхардта внезапно попросили срочно прийти в небольшое помещение, которое когда-то было частью обширной мастерской "хвалимого благим богом начальника работ скульптора Тутмоса". В двадцати сантиметрах от восточной стены комнаты из кирпичной пыли проступала часть скульптуры - кусок окрашенного в телесный цвет затылка с изображением спускавшихся вдоль шеи красных лент. Были отложены все инструменты, и дальнейшую работу делали только руками. Вот показался и синий головной убор. Стало ясно, что это бюст царицы в натуральную величину. Наконец, он был поднят - не только почти целый, но и совершенно поразительный по красоте! Перед исследователями, преодолев пространство в три тысячи триста лет, предстала "умиротворяющая... голосом сладостным, своими руками прекрасными с систрами" царица Нефертити. Когда, уже после полуночи, Борхардт заполнял дневник этого исключительного дня и дошел до бюста царицы, он смог записать только следующее: "Описывать бесцельно - смотреть!". Публикуя этот шедевр спустя одиннадцать лет, Борхардт говорит: "Я и сегодня мог бы написать снова то же самое, потому что я убежден, что мои слова не могут передать впечатление от этого памятника".

Египетское искусство необычайно по силе своего эмоционального воздействия. Время, категория столь условная в древности, отступает и сегодня в момент соприкосновения с творением художника, предназначенным для вечного существования. Не важно, что это - гигантские, вонзающиеся в лазуритовое небо колоннады храма Амона-Ра в Луксоре или полная грации и изящества статуэтка жрицы Раннаи из ГМИИ им. А.С. Пушкина, приносящая в стужу зимнего московского дня идеал красоты с берегов Нила.

Испещренные иероглифами грандиозные храмы и надгробные памятники Древнего Египта приводят в изумление современного человека, которому не так просто понять их значение и смысл, зачастую непонимаемый даже древними греками, стоящими по времени гораздо ближе египтянам, но, несмотря на это, считавших великие пирамиды Гизы всего лишь нелепой и гнетущей демонстрацией царского тщеславия. На самом деле памятники не только воскрешают для нас былое величие; это своеобразное воплощение образа мыслей и действий - столь странного и в то же время столь близкого нам.

бюст царицы НефертитиТо, что не вмещается в рамки человеческого сознания, передаваемо через несколько различных взаимодополняющих понятий, которые лишь в совокупности могут отражать истинную суть явления. Непостижимое, глубокое, усеянное золотыми звездами небо - это и бесконечный океан, и крыша, и божественная небесная корова и тело богини Нут, склонившейся над своим супругом Гебом - божеством земли. При этом любой традиционный символ оправдан и все они вместе, несмотря на кажущееся несходство, дают ключ, возможность приобщения к миру богов. Различие подходов выражается в дуализме мышления, сводящему целое к единству и борьбе двух начал, которые отражаются в двойственном характере царской власти, в противостоянии Кемет - черной, дающей жизнь людям и всходам земли Египта и Дешрет - красных песков пустыни, убивающих своей безысходностью: солнце умирает и рождается на их бескрайнем горизонте, их бесконечность - прибежище смерти и, одновременно, невидимого возрождения. Извечный, населенный загадочными, погруженными в сон существами, океан Нун, окружавший в момент сотворения вселенной изначальный холм земли Бен-бен - место рождения солнечного божества, на земле принимает форму морей, наполняет небесный свод, разливается паводком Хапи - Нила, питает русло реки в загробном царстве, по которому каждой ночью странствует с запада на восток бог солнца Ра, повергая зло, подчиняясь нехех - бесконечному круговращению жизни.

Между предметом и его определением есть нерушимая взаимосвязь. Таким образом, слово воплощает предметы и явления; меду нечер - "божественные слова" - иероглифическая система письма, созданная богом Тотом, составленная из картинок, срисованных с натуры, - представляли собой отражение реальности. Изображение живого существа, непременно сопровождающееся его именем, становится как бы сдвоенным. Желание заключить реальность в рамки устойчивых вербальных и графических символов, дабы сохранить ее с помощью одной из высших форм волшебства, - вот основная черта древнеегипетской культуры.

Типология символики древнеегипетского искусства очень обширна: это символизм формы и размера, месторасположения и материала, цвета и числа, иероглифического значения и жеста.

 Страницы: 1234

С этой статьей об Египте также читали:

  Клеопатра как аргумент

  Город открывший Египет

  История обуви в Египте

  Сафари по пустыне

  На дне, или Дайверский Дзен

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU