![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Египет: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Прогулка по Нилу на фелуке в Асуане Экскурсия в Асуан Восхождение на гору Моисея Коралловые острова Египта Сафари по пустыне Экскурсия в монастырь Святой Екатерины Дворец "1000 и 1 ночь" Обзорная экскурсия по Александрии Поездка в Луксор Путешествие в подводный мир Поющие фонтаны Рынок Хан Эль Халили Сувениры Египта Экскурсия в Каир Путешествие с животными |
Все элементы храма так или иначе были символически связаны с элементами гармоничного устройства вселенной. Входной пилон символизировал ахет - "горизонт небес", между холмами которого "восходит Ра". В храме Хора в Эдфу, воздвигнутом при Птолемеях, башни пилона назывались "Исида и Нефтида, поднимающие бога солнца, что сияет на горизонте". На дверном карнизе пилона изображался крылатый солнечный диск - воплощение Хора Бехдетского, божества, повергнувшего восставших врагов Ра. Длинный путь процессии жрецов имитировал движение солнечной ладьи от пилона, часто ориентированного на восток через дворы и залы на запад, где в темноте скрывалось святая святых. Обелиски, находящиеся с двух сторон от входа в храм также имели солярную символику; их иногда посвящали утреннему и вечернему проявлениям солнца и покрывали золотом и электроном. "И ты, кто после многих лет увидит эти памятники, - говорит своей надписи о воздвижении обелисков царица Хатшепсут в 16 в. до н.э., - и будет говорить о том, что я совершила, ты скажешь: "Мы не знаем, как могли они сделать это; как могли они насыпать целую гору золота, словно это обычное дело..." Чтобы позолотить обелиски, я черпала золото мерами... Когда ты услышишь об этом, не говори, будто это похвальба, а скажи: как похоже это на Ее Величество Хатшепсут, как достойно отца ее, бога Амона!"
Египетское искусство, отказавшись от перспективы, подчинило реальность символизму размера. Так, побивающий на рельефах врагов, царь всегда изображался в десятки раз выше своих подчиненных, а простой смертный в почтении склонялся перед двадцатиметровыми колоссами Рамсеса II у входа в его скальный храм в Абу-Симбеле. В некоторых случаях для увеличения размера изображаемого объекта имеется конкретный религиозный подтекст. "Я знаю эти Поля Тростника, принадлежащие Ра, - говорит умерший о рае в 109 главе Книги Мертвых, - высота пшеницы там - пять локтей, ее колос в два локтя и ее стебель в три локтя... Духи ростом в девять локтей каждый жнут ее..." В знаменитой великолепными стенными росписями гробнице Сеннеджема в Фивах умерший и его жена Ийнеферти изображены жнущими хлеба плодородного рая высотой с них самих. Грандиозность часто была спутницей божественности. Так, Аменхотеп III сообщал о своих постройках в храме Амона в Луксоре: "Его пилоны достигают небес, его флагштоки тянутся к звездам. Когда люди видят это, они воздают хвалы Его Величеству". Египтяне представляли свою страну центром мира, который развивался по двум основным направлениям: восток - запад, по которому идет путь солнечной ладьи и юг - север, направление течения вод Нила. От местоположения храмового комплекса или мастерской, где был изготовлен амулет, зависело очень многое. Египтяне придавали особое значение нескольким особым регионам своей страны. Так, в эпоху Древнего царства царские погребальные процессии обязательно посещали наиболее крупные религиозные центры Дельты - Саис и Гелиополь. С ростом популярности культа Осириса в Среднем царстве погребальное путешествие к "обители божества" стало совершаться в город Абидос, имевший эпитет Та ур - "Великая земля". Здесь многие египетские цари строили великолепные храмы, проводилось ежегодное празднество, частные лица приезжали сюда на поклонение богу; путешествие умершего на ладье в Абидос часто изображалось на стенах гробниц Нового царства. Эсна, место почитания бога-творца Хнума, называлось "Божественный зал, вершина, поднявшаяся из Нуна". Бог Нила Хапи обитал в пещерах около первого порога - легендарного места, откуда начинался паводок; многие другие божества также связывались с конкретными географическими местами. В эпоху Среднего царства появляются изобразительные источники, рассказывающие и о топографии загробного мира.
| |||||||||
|