Эфиопия
Эфиопия
Египет
Египет
Доминика
Доминика
Куба
Куба
Болгария
Болгария
Непал
Непал
Камбоджа
Камбоджа
Канада
Канада
Ливия
Ливия
Словения
Словения
Тайвань
Тайвань
Марокко
Марокко
Нигерия
Нигерия
Македония
Македония

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Египет:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Прогулка по Нилу на фелуке в Асуане

Экскурсия в Асуан

Восхождение на гору Моисея

Коралловые острова Египта

Сафари по пустыне

Экскурсия в монастырь Святой Екатерины

Дворец "1000 и 1 ночь"

Обзорная экскурсия по Александрии

Поездка в Луксор

Путешествие в подводный мир

Поющие фонтаны

Рынок Хан Эль Халили

Сувениры Египта

Экскурсия в Каир

Путешествие с животными


Египет - Литература Египта

Литература Египта

  

Подраздел: Cтатьи об Египте | Египет
Страницы: 123

С 1947 по 1956 работает над трилогией из романов, озаглавленных по названиям кварталов старого Каира, Бейн ал-Касрейн, Каср аш-Шоук (за него получил Государственную премию АРЕ в 1957) и ас-Суккарийа. В опубликованной в 1956-1957 трилогии описывалась жизнь трех поколений каирской семьи из среднего класса в период с 1917 по 1952 на фоне социальных и политических событий, происходящих в стране.

 Большинство современных египетских писателей, в том числе Нагиб Махфуз, могут быть отнесены к социальными реалистами, не проявляющим желания обособиться от необразованных слоев общества. По мнению наблюдателей, новый египетский социальный реализм "отвечает требованиям современной египетской культуры и насущным интересам страны; он позволяет достичь некоторого синтеза борьбы за национальную независимость, социальные реформы и потребности самого искусства". (Лякутюр)

Нагиб Махфуз Писателям нового Египта приходилось вести борьбу за существование на книжном рынке страны, т. к. до революции на нем преобладали дешевые, популярные издания. Кроме того, в стране фактически употребляются три языка - классический, современный и разговорный. Нагибу Махфузу удалось стилистически обогатить литературный арабский язык, практически не прибегая к разговорному, хотя героями его произведений могут быть обычные простые люди, например, водитель грузовиков из беднейших районов Каира.

В 1959 Нагиб Макфуз написал весьма спорный с точки зрения исламского фундаментализма роман Авлад Харатина - околобиблейскую аллегорию, включающую прототипы Мухаммада и Иисуса. Роман был признан слишком противоречивым и был запрещен в Египте. В 1960-е стиль писателя меняется - он отходит от реалистической манеры изложения и пишет более короткие, с быстрым развитием сюжета романы, включающие свободный поток сознания и диалоги в библейском стиле - Путь (1964). Романы Болтовня над Нилом и Пансион Мирамар, опубликованные в 1966, отразили события Египетской революции 1952 и возникшие после нее проблемы. Выходят сборники новелл Махфуза Божий мир (1963), Дом с дурной славой (1965), Таверна черной кошки (1968), Под навесом (1969). Герои его рассказов чувствуют себя одинокими и покинутыми на фоне тех изменений, которые происходят в традиционном укладе египетского общества - Вор и собака (1961), Свет бога (1963), Перепелка и осень (1964), Бедняк (1965), Медовый месяц (1971).

В 1970-1980-е выходят романы, подтвердившие высокий уровень мастерства египетского писателя, гражданское звучание его творчества: "Зеркала" (1972), "Уважаемый господин" (1975), "Эпопея хара фишей" (1977), "Ночи тысячи ночей" (1982) и др.

В 1988 Нагибу Махфузу присуждают Нобелевской премии по литературе "за реализм и богатство оттенков арабского рассказа, который имеет значение для всего человечества" в своем шедевре "Каирская Трилогия".

В октябре 1994 недалеко от его дома на Махфуза было совершено нападение исламских фундаменталистов, недовольных светской направленностью его творчества. В результате полученного ножевого ранения - из-за увечья правой руки - он был вынужден прибегать к услугам секретаря, диктуя свои заметки для колонки в еженедельнике "Аль-Ахрам уикли". После покушения сразу несколько журналов, с одобрения цензуры, опубликовали ряд его произведений. Теперь он обращается к жанру красочных очерков, основанных на снах.

В Египте Нагиб Махфуз - уважаемая общественная фигура. В каирском районе Мухандисин ему прижизненно был установлен бронзовый монумент. Его позиция по вопросам политики и общественной жизни характеризовалась взвешенностью и отсутствием крайностей. Так, после издания фетвы Хомейни, приговаривающей к смерти Салмана Рушди, Махфуз обвинил Хомейни в "интеллектуальном терроризме" по отношению к писателю, но при этом признал, что и Рушди не имел права на оскорбление мусульманских святынь. Умер Махфуз 30 августа 2006 в Каире.

Творческий путь и гражданская позиция Нагиба Махфуза свидетельствует о том, в какой сложной, постоянно меняющейся политической обстановке протекает творчество арабских писателей. Ориентированные на цели национального возрождения, они стремятся своими книгами, в которых ощущается прежде всего тревога за судьбы своих соотечественников, пробудить дремлющее сознание широких масс, помогая осознать людям свое место в обществе, сохранив уникальность своей культуры.

Другими знаменитыми писателями являются Тевфик Хаким, Яхья Хакки и Юсуф Идрис.

 

Глубоки и интересны произведения Тахи Хусейна и Тавфика эль-Хакима. Алифа Рифаат смогла опубликовать свои короткие повести о простых женщинах только после смерти мужа, который запрещал ей писать.

 Страницы: 123

С этой статьей об Египте также читали:

  Январь на Красном море

  Египет - страна оазисов

  Эль Гуна - миражи любви

  Мечети Египта

  Анубис

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU