![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Чехия: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Свадьба в Чехии Глубока-над-Влтавой и еще кое-что Cобор св. Варвары и не только И еще раз Карлов Мост Чешское пиво: культура и традиции пивной Чехии Культурное наследие Чехии Чешская культура Культура Чехии Теплице Телчь (Telc) Оломоуц Литомышль (Litomysl) Шпиндлеров Млын и Яблонец-над-Нисой Франтишкови Лазне Усти-над-Лабем (Usti nad Labem) |
Среднестатистический землянин на вопрос о том, каким бывает время, вспомнит про летнее и зимнее, а также поясное время. Но, судя по тому, как умные операционные системы дважды в год предлагают перевести часы, а операторы мобильной связи напоминают в роуминге о нахождении в другом часовом поясе, и эти познания вскоре простым гражданам будут не нужны. Как давно уже забылось, что означает выражение «битый час», превратившееся теперь в синоним долгого ожидания. А ведь некогда в «битых часах» измерялось время! Никакого циферблата не было, и механизм часов управлял не стрелками, а колоколом (лат. Clocca — отсюда английское clock). Но и механические часы с боем были не первой попыткой исчисления времени. Солнечные, водяные и песочные часы — более простые приборы, с помощью которых люди издревле пытались вести отсчет времени. Солнечные часы были самым естественным и самым распространенным хронометрическим прибором, независимо возникшим на разных континентах. При всех различиях в конструкции, они были основаны на суточном, а порой и годовом движении Солнца. Такие часы сильно зависели от времени суток и сезона, а главное — от погоды, однако их и по сей день можно увидеть на стенах крепостей и храмов по всей Европе.
Для создания водяных или механических часов требовалось уже довольно высокое развитие техники, которое впервые было достигнуто, по-видимому, только в эллинистический период в Александрии. В средневековой Европе особый интерес к часам проявляли монахи. Уже Петр Дамиан (St. Petrus Damianus, 1007–1072) писал о необходимости соизмерять монастырскую жизнь по часам. Эти часы общего пользования не имели циферблата, о течении времени сообщалось ударами механической фигурки по колоколу. К концу XIII века мысль о необходимости пользоваться единым стандартом времени не только в монастырской, но и в светской жизни проникает в общественное сознание почти повсеместно. Петрарка (Francesco Petrarca, 1304–1374) окрестил такие часы «публичными» (publicum horologium). Постановления о сооружении «публичных» часов, относящиеся к XIV веку, хранятся в муниципальных архивах почти всех крупных городов: Орвието (1307), Модена (1309), Дубровник (1322), Милан (1336), Виндзор (1351), Авиньон (1353), Прага (1354), Регенсбург (1358)… Иногда их предполагалось размещать на башнях ратуши, иногда — на церковных строениях. К сожалению, по дошедшим до наших дней источникам не удается восстановить, какие из этих проектов были действительно реализованы.
| |||||||||
|