Суринам
Суринам
Маврикий
Маврикий
Сирия
Сирия
Бурунди
Бурунди
Ирак
Ирак
Камерун
Камерун
Греция
Греция
Эфиопия
Эфиопия
Италия
Италия
Болгария
Болгария
Габон
Габон
Парагвай
Парагвай
Словения
Словения
Перу
Перу

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Чехия:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Свадьба в Чехии

Глубока-над-Влтавой и еще кое-что

Cобор св. Варвары и не только

И еще раз Карлов Мост

Чешское пиво: культура и традиции пивной Чехии

Культурное наследие Чехии

Чешская культура

Культура Чехии

Теплице

Телчь (Telc)

Оломоуц

Литомышль (Litomysl)

Шпиндлеров Млын и Яблонец-над-Нисой

Франтишкови Лазне

Усти-над-Лабем (Usti nad Labem)


Чехия - Сказания о Праге

Сказания о Праге

  

Подраздел: Cтатьи о Чехии | Чехия
Страницы: 1

Здесь все соразмерно человеку: ритм, ширина улиц, высота домов...

Старинные чешские сказания“ Алоиса Ирасека были среди моих любимых книг в детстве. Сказки не уважал, а вот сказания — вполне. Ничего случайного не бывает — видно, как-то предчувствовал, что через десятилетия поселюсь в Праге.

То-то к Ирасеку бросился, как к родному, увидав памятник ему на Ирасековой площади у Ирасекового моста через Влтаву. Его книга вышла в 1894 году и стала такой же вехой национального самосознания, как монументальные здания Народного музея (1890) или Народного театра (1883). Вообще-то Прага — город умеренный, здесь все соразмерно человеку: ритм, ширина улиц, высота домов. Когда к большой выставке решили возвести на горе Петршин реплику парижской Эйфелевой башни, то сделали ее — только в четыре раза меньше. И разумно, и практично.

Такие сооружения, вроде театра или музея, возникают как знаки возрождения духа и как свидетельства благосостояния. Прага в конце XIX века была в Австро-Венгерской империи богаче Вены. А соперничество здешних чехов и немцев оказалось крайне плодотворным: прекрасные дома строились наперебой и по числу фасадов вычурно-благородного стиля модерн Прага опередит и Барселону, и Париж.

На этой волне вышли и “Старинные чешские сказания”. Занимательно обнаруживать, как их герои живут в городе.

Знамя святого ВацлаваСказание “Знамя святого Вацлава”. Князь Собеслав (XII век) разбил войска германского императора, но сумел это сделать, лишь найдя копье и знамя небесного покровителя Чехии святого Вацлава, конный памятник которому на Вацлавской площади — место встреч в Праге. Здесь говорят непочтительно: “Встретимся у коня” или того пуще “Под хвостом”. Когда Чехия выигрывает нечто важное в хоккее или футболе, на монумент Вацлава влезает молодежь, обматывая жеребца Ардо государственными флагами. Другие внизу поливают проходящие машины богемским игристым.

“Девичья война”. Это волновало меня больше всего. Речь о пражских амазонках, женском спецназе Х века. После смерти княгини Либуши они решили не отдавать власть в руки мужчин и стали уничтожать их: гендерный геноцид. Особенно коварно убили воеводу Цтирада. Он ехал с отрядом к Пражскому Граду, как вдруг увидел красивую девушку, привязанную к дереву. Спешившись, воины пришли на помощь, и тут из кустов вылетел девичий эскадрон, изрубивший их в кнедлики. Девушку-живца звали Шарка, и когда едешь из аэропорта, то слева еще до появления первых зданий виден тот каменистый холм — Горная Шарка. На нем пасутся овцы, а прежде вон что бывало.

“О Либушиных пророчествах”. Начиналась Прага с Вышеграда — он в стороне от центра: как ясно из названия, на высоком холме, обрывающемся к Влтаве. Княгиня Либуша, которая и заложила здешние тенденции феминизма, сама выбрав себе в мужья князя Пршемысла, отсюда предрекла: “Вижу город великий. До звезд вознесется слава его. И назовете вы город Прагой”. Prah — по-чешски “порог”, то есть речной порог у Вышеграда. Наверху красиво. Напротив изящной двуглавой Петропавловской церкви в стиле неоготики — симпатичное кафе. В парке — статуя Либуши с мужем при ноге. Туристки очень одобряют.

Сказание “Пражское гетто”. Там рассказывается, как раввин Лёв создал Голема — живого человека из глины. В гетто можно увидеть кладбище и синагоги, одна из которых — Старо-Новая — самая древняя в Европе (XIII век). Есть и памятник рабби Лёву. Но мне нравится другая легенда, исполненная не мистики, а здравого смысла: о двух голодных раввинах, которые сделали из глины теленка, оживили, зарезали и съели. Очень по-пражски.

 Страницы: 1

Перепубликация с friday.vedomosti.ru


С этой статьей о Чехии также читали:

  Сказка Богемии

  Брно

  Чешский рай - сказка наяву

  Кто пойдет за чешским?

  Все дороги ведут в Пражский Град

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU