![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Китай: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Жилые постройки в Китае О Пекин! Бейдайхэ Китай для туристов Пекинский Китай Путеводитель Китая Красоты Китая Праздника много не бывает. Китайский Новый год Многоликая Сунька Божественная нить Великой китайской стены Хуньчунь: близкий и неизведанны Китай по карману Китайский Остров Свободы Гугун, запретный город Суйфэньхэ: шокирующая Азия! |
С этой точки зрения и повстанцы, и даже иностранные завоеватели были не бунтовщиками, посягнувшими на власть "помазанника божьего", а, совсем наоборот - орудием гнева Неба (то есть, в привычной нам терминологии, "божьего гнева"). Критерий проверки была прост: если выступление оппозиционеров оканчивалось успехом, то это уже само по себе демонстрировало, что Небо и справедливость изначально были на их стороне. Под старое циничное наблюдение "Мятеж не может кончиться удачей - в противном случае его зовут иначе" в китайской общественной мысли была подведена основательная морально-философская база. Впрочем, отказ служить новому режиму всегда воспринимался с пониманием. Сторонники свергнутой династии, ставшие отшельниками, удалившиеся в свои поместья или же просто ушедшие из политики в науку, обычно встречали понимание у нового режима - даже если они всячески демонстрировали, что воля Неба еще не совсем ясна, и что новая династия, возможно, и не отличается той высокой нравственностью, о которой с таким пылом говорят ее апологеты. С другой стороны, потомки свергнутого императора (если их только не перерезали под горячую руку во время смуты) и прочие члены павшей династии превращались в самых обычных подданных новой власти. То обстоятельство, что они происходили по прямой линии от одного из прошлых императоров, повышало их статус в собственных глазах и глазах соседей, но никак не могло служить основанием для притязаний на престол. После потери "небесного мандата" экс-императорский клан становился кланом обычным. Трудно сказать, сколько династий существовало за всю историю Китая. В эпохи раздробленности и междоусобиц одновременно страной могли править до десятка династий, каждая из которых считала себя единственно законной - ведь традиционное право исходило из того, что в Поднебесной (то есть в ойкумене) может быть только один "настоящий" император. В целом признание династии "полноценной" во многом зависело от последующей позиции официальной конфуцианской историографии. Заключительным (и, так сказать, "посмертным") актом легитимизации династии было составление ее официальной истории. Историю эту обычно готовила специальная комиссия, которую назначал император династии-преемницы. Он же и утверждал готовый текст. Если исходить из китайской традиции и исключить из списка 3-4 эфемерные династии, правившие по несколько десятилетий каждая, то можно сказать, что за период с конца III в. до н.э. и до начала XX в. н.э. Китаем правило семь династий. Если учесть периоды раздробленности и междоусобиц - в общей сложности около 600 лет - то получается, что династия находилась у власти в среднем около 250 лет. При этом отклонения от этой средней цифры на удивление невелики.
Тем временем минские генералы, которые на северной границе вели кампанию против маньчжурских племен, решили, что кочевники - меньшее зло, чем повстанцы. Они заключили союз со своими недавними противниками и вместе с теми двинулись на Пекин - освобождать столицу Империи. Родственники покойного императора попытались возглавить сопротивление сторонников Мин, которые воевали и с повстанцами, и с маньчжурами, но их сопротивление было в конце концов подавлено и "варварская" (хотя, к тому времени, уже во многом китаизированная и конфцианизированная) династия воцарилась в стране на 267 лет. Почти все некитайские династии в Китае быстро утрачивали свой национальный характер и ассимилировались. Маньчжуры - и ставший во главе Империи маньчжурский род Айсин-Гиоро - вполне сознательно старались этого избежать. На протяжении столетий они культивировали маньчжурские традиции и всячески поддерживали двуязычие (без знания китайского было все равно не обойтись). Это порою вызывало недовольство ханьского большинства, но в целом китайцы не слишком ощущали иноземный характер династии.
| |||||||||
|