Науру
Науру
Гонконг
Гонконг
Ватикан
Ватикан
Ливия
Ливия
Мальдивы
Мальдивы
Колумбия
Колумбия
Замбия
Замбия
Катар
Катар
Швейцария
Швейцария
Бразилия
Бразилия
Пакистан
Пакистан
Сенегал
Сенегал
Малайзия
Малайзия
Токелау
Токелау

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Китай:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Жилые постройки в Китае

О Пекин!

Бейдайхэ

Китай для туристов

Пекинский Китай

Путеводитель Китая

Красоты Китая

Праздника много не бывает. Китайский Новый год

Многоликая Сунька

Божественная нить Великой китайской стены

Хуньчунь: близкий и неизведанны

Китай по карману

Китайский Остров Свободы

Гугун, запретный город

Суйфэньхэ: шокирующая Азия!


Китай - Мандат неба или легитимность по китайски

Мандат неба или легитимность по китайски

  

Подраздел: Cтатьи о Китае | Китай
Страницы: 1234

особенность имперского КитаяВ конце XIX века весь конфуцианский регион состоял исключительно из монархий. Королевствами или империями являлись все четыре страны региона - Вьетнам, Корея, Китай и Япония. Однако уже к 1911 г. во всей Восточной Азии осталась только одна монархия - Японская Империя. Вьетнам и Корея потеряли государственную самостоятельность и стали колониями, а в Китае монархия была свергнута Синьхайской революцией 1911 г.

При этом при взгляде на регион бросаются в глаза две особенности: с одной стороны - практически полное отсутствие монархических движений в Китае, Корее и Вьетнаме, с другой - исключительная слабость республиканского движения в Японии. Китайцы, корейцы и вьетнамцы даже не поднимают вопроса о восстановлении монархии в какой-либо форме, а японцы, наоборот, не проявляют никакого интереса к превращению своей страны в республику. В этом отражается принципиальное различие в концепции монархии, которая существовала в Японии - с одной стороны, и во всех остальных государствах региона - с другой. Япония оказалась единственной страной региона, которая решительно отвергла конфуцианскую доктрину "мандата Неба", и именно это спасло ее монархию.

Отличительная особенность имперского Китая - это династийный цикл, который повторялся с завидной регулярностью на протяжении многих веков. Начинался этот цикл с прихода к власти очередной династии. Основателем ее мог быть удачливый мятежный генерал, местный аристократ, вождь восставших крестьян или просто пришелец-завоеватель. Отец-основатель, его сподвижники и, главное, его ближайшие преемники наводили в Поднебесной порядок. По их распоряжению проводилась перепись населения, составлялся земельный реестр, упорядочивались налоги, приводились в порядок каналы и дамбы, строились дороги и крепости, снаряжались экспедиции против непокорных варваров, выдавались субсидии на науку и образование. В общем, наступал если и не золотой век, то какое-то его подобие. Эта эпоха расцвета длилась столетие или два, но со временем налаженный поначалу государственный аппарат начинал приходить в упадок. Налоги больше не собирались (или, чаще, собирались и разворовывались), каналы заиливались, дамбы размывались, армии не получали провианта и оружия. Наступала эпоха упадка, которая кончалась тем, что лет через 250-300 после своего основания очередная китайская династия прекращала свое существование. За гибелью династии следовала эпоха междоусобных войн, которая могла длиться от нескольких лет до нескольких столетий. Кончались эти войны неизбежно тем, что кто-то (генерал, аристократ, повстанец или иноземный завоеватель) вновь объединял Империю - и все начиналось сызнова.

цикличность китайской истории Сейчас эта цикличность китайской истории обычно объясняется с социально-экономических позиций (рост частного землевладения, ослабление контроля над важнейшими для Китая транспортной и ирригационной системами и пр.). Наверное, это объяснение вполне разумно и обоснованно, но сами китайцы, которые заметили эту особенность своей истории еще незадолго до начала нашей эры, имели на счет династийных циклов свое особое мнение. Мнение это было впервые сформулировано Мэн-цзы, со временем было принято ортодоксальным конфуцианством и стало общепринятым. С точки зрения конфуцианских идеологов, восшествие на престол той или иной династии было наградой, которую Небо выдавало ее основателям за их добродетель и наличие того, чтобы мы сейчас назвали "качествами лидера". Иначе говоря, Небо назначало новым императором того, кто - из всех жителей Поднебесной - был наиболее достоин такой чести. Именно он получал "мандат Неба" - наследственное право на управление Поднебесной. Однако право это не было бессрочным. "Мандат Неба" был условным, и его продление зависело от мудрости и добродетели правящих императоров. С течением времени, однако, потомки героя-основателя теряли ту добродетель и мудрость, которые некогда сделали их предка повелителем Империи. Наконец, их моральная деградация доходила до такой степени, что Небо не могло больше ее терпеть, и, заботясь о благополучии Поднебесной, убирало прогнившую династию, заменяя ее новой, достойной. Происходило то, что называлось "гэмин", "смена [Небесного] мандата" (в современном китайском и иных иероглифических языках это слово стало использоваться как перевод европейского "революция").

 Страницы: 1234

С этой статьей о Китае также читали:

  Cубтропический курорты о. Хайнань

  Провинция Хэйлунцзян

  Остров Хайнань (Китай)

  Цзючжайгоу. Сказочный мир

  Китай: что там, за великой стеной?

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU