Раевский, который привносит в театр новый стиль, основанный на философии свободы убеждений и выражения. Яркий театральный язык, раскрепощённая форма, острая проблемность постановок сочетаются в творчестве В.Раевского с высоким классическим стилем самого театра. Шекспир, Достоевский, Гоголь, Чехов, Дюрренматт - жемчужины классики приобретают новое звучание благодаря современной форме исполнения. На стыке академизма и эксперимента рождается неповторимость Купаловского театра, а также творческий почерк самого В.Раевского, вот уже более тридцати лет стоящего во главе коллектива. В 70-е в театр приходит очередное талантливое поколение артистов - А.Владомирский, Т.Пузиновская, А.Подобед, Ю.Аверьянов, В.Кин-Каминский. Появляется и ряд этапных для театра спектаклей, таких как "Трибунал" и "Затюканный апостол" А.Макаенка, "Последний шанс" В.Быкова, "Характеры" В.Шукшина, "Эшелон" М.Рощина, "Святая святых" И.Друце. Восьмидесятые и девяностые годы - очень насыщенное для театра время.
Во время общественных и политических перемен театр не потерял ориентиры. Напротив, Купаловский ощутил свою мобильность и жизнеспособность, причастность и потребность в философском осмыслении действительности. Большой общественный резонанс имели постановки В.Раевского: "Плач перепелки" И.Чигринова, "Рядовые" (1984 г. - отмечен Государственной премией СССР), "Порог", "Князь Витовт" А.Дударева, "Страсти по Авдею" В.Бутромеева. Спектакли режиссера Н.Пинигина "Гарольд и Мод" К.Хиггинса, Ж.К.Карьера, "Тутэйшыя" Я.Купалы, "Идиллия" В.Дунина-Мартинкевича, "Костюмер" Р.Харвуда котируются до сих пор. В это время в театре открывается Малая сцена для экспериментальных постановок. В начале 80-х в Купаловский приходят нынешние звёзды - В.Манаев и З.Белохвостик, а в 90-х - молодые актёры С.Зеленковская, С.Аникей, О.Гарбуз, А.Молчанов, О.Фадеева, А.Гладкий, Ю.Шпилевская, М.Гордионок, Ю.Михневич, Е.Яворская. В 1993 году за высокие достижения в развитии белорусской театральной культуры Постановлением Совета Министров РБ театру имени Янки Купалы был присвоен статус "Национальный".
Новый век ознаменован для театра новым творческим взлетом режиссеров В.Раевского, В.Савицкого и А.Гарцуева. Репертуар обогатился такими их постановками, как "Черная панна Несвижа" и "Вечер" А.Дударева, "Эрик XIV" А.Стриндберга, "Чичиков" по поэме Н.Гоголя "Мертвые души", "Ивонна, принцесса Бургундская" В.Гомбровича, "Маэстро" М.Ладо, "Дикая охота короля Стаха" В.Короткевича, "Беларусь в фантастических рассказах" Я.Борщевского, "Баллада о любви" по повести В.Быкова "Альпийская баллада" и многие другие. В театр пришли яркие и талантливые выпускники Белорусской академии искусств - актеры Р.Подоляко, А.Хитрик, С.Чуб, М.Зуй, П.Яскевич, Д.Есеневич. Последнее десятилетие отличается еще и тем, что в режиссуре ищут себя актеры театра: Н.Пискарева, А.Милованов, В.Павлють, Е.Иванникова. Спектакли, созданные купаловскими актерами, составляют важную часть текущего репертуара. Среди широкой репертуарной палитры театра, включающей в себя и современные пьесы, и жанровые постановки, и русскую и зарубежную классику, особую роль играет национальная драматургия. Именно на отечественном материале созданы лучшие спектакли театра. В репертуаре театра есть и детские спектакли - мюзикл-сказка "Африка" В.Кондрусевича и сказка "Снежная королева" Е.Шварца. Все постановки традиционно идут на белорусском языке. Купаловский театр сегодня - это живой творческий организм, который сохраняет своё лицо, традиции, и в то же время активно ищет форму существования в современном мире, идет на смелые режиссерские эксперименты. Труппа из 70-ти человек включает в себя и именитых мастеров старшего поколения, и на треть состоит из активной творческой молодёжи. Театр много гастролирует, представляет Беларусь в международных театральных фестивалях и конкурсах, неизменно завоёвывая награды и титулы. На базе Малой сцены театра действует творческая лаборатория молодой драматургии и режиссуры, где под руководством профессионалов пробует свои силы талантливая молодежь.