Токелау
Токелау
Белиз
Белиз
Уганда
Уганда
Мальта
Мальта
Япония
Япония
Шри Ланка
Шри Ланка
Вануату
Вануату
Никарагуа
Никарагуа
Сингапур
Сингапур
Лесото
Лесото
Мали
Мали
Пакистан
Пакистан
Ирак
Ирак
Эквадор
Эквадор

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Беларусь:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Чудеса Белорусии

Сельский туризм

Происхождение названий белорусских селений

Традиции и обряды Беларуси

Белорусская кухня

Парк отдыха «Dreamland»

Современный Могилев

Чудо-музеи

Туристические обходы

Славянский базар в Витебске

Своеобразиие Беларуси

Гомельский государственный цирк

Культурная жизнь Минска

Витебские зарисовки

Монументальный комплекс "Хатынь"


Беларусь - Альпинизм - здоровый образ смерти?

Альпинизм - здоровый образ смерти?

  

Подраздел: Cтатьи о Беларуси | Беларусь
Страницы: 12

Альпинизм Что заставляет людей идти в горы - с этого сакраментального вопроса начинается большинство книг, посвященных проблемам альпинизма, или мемуаров известных горовосходителей. Четкого ответа на него обычно не приводится. 

Вместо этого имеются расплывчатые рассуждения о погоне за необычными впечатлениями и эмоциями, выбросе пресловутого адреналина (гормона, играющего активную роль в процессах передачи нервного возбуждения и обмена веществ), преодолении чего-то смутного в себе и в других, упоминание неких красот, которых "внизу не встретишь, как ни тянись, за всю свою счастливую жизнь". 

Но горы потенциально опасны. Причем не только потенциально, но и кинетически! Основная их опасность - это гравитация. Она в конечном счете и вызывает падение камней, кусков льда и снежных лавин не вверх или куда-нибудь вбок, а именно вниз - на головы альпинистов, некстати подвернувшихся на их траектории. И именно гравитация приводит к падению самих альпинистов, неудачно или неправильно пристегнувшихся к веревкам, пренебрегших правилами страховки или плохо забивших скальный крюк. В результате падения человек сильно травмируется или гибнет. Опасны также особенности высокогорного климата: разреженная атмосфера, которая приводит к высотной гипоксии, сильный ветер, способный запросто сбросить человека со скального гребня в пропасть, быстрая смена хорошей погоды на грозовую, чреватую шквальными ливнями, селями, ударами молний и т.д. 

Но люди все равно продолжают туда стремиться. Начиная с 2000 года Белорусская федерация альпинизма потеряла четырех человек: в 2000 г. Николай Конопелько погиб при восхождении на вершину Хан-Тенгри, в 2001 г. - Олег Колюжный и Алексей Наганов погибли в районе горы МНР в альплагере "Джантуган", в августе 2004 г. - инструктор альпинизма, кандидат в мастера спорта Екатерина Ковган трагически погибла при спуске с пика Австрийского Комсомола в альплагере "Алибек". Виновных в этих печальных событиях нет. Все погибшие были отлично подготовленными для своего уровня и квалификации спортсменами, регулярно посещали тренировки и сдавали необходимые спортивные нормативы. Просто они оказались в неудачное время в неудачном месте. 

В японской религии синтоизме перед трудной дорогой в горы совершается специальный ритуал задабривания духов Ками, ответственных за безопасное прохождение трудного маршрута. Сложно сказать, насколько это может помочь. Можно ли вообще как-то задобрить "духов теории вероятности и комбинаторики", чтобы сами собой сорвавшиеся со скального гребня камни пролетали мимо, а подтаявшие снежные мосты через трещины в ледниках обрушивались в любое другое удобное для них время, а не под ногами преодолевающих их альпинистов? 

Погибшие альпенистыПоставленные вопросы относятся к категории философских. И каждый человек должен отвечать на них сам, согласно своим собственным религиозно-этическим воззрениям и убеждениям. Многие православные священники осуждают занятие альпинизмом наравне с другими видами экстремального спорта, находя его опасным и приводящим к неоправданной гибели людей. Но жизнь любого человека коротка и быстротечна. Не поехав в горы, можно угодить в автомобильную катастрофу или стать жертвой производственного травматизма, падения с лошади или велосипеда. Возвращаясь к теории вероятности, таких рядовых случаев несравненно больше, чем произошедших со спортсменами в горах. Просто мы к ним привыкли, и они не вызывают бурного общественного резонанса. 

В "Книге самурая" автора Ямамото Цунэтомо "Хагакурэ" ("Сокрытое в листве") присутствуют следующие рекомендации: "Созерцать неизбежность смерти следует ежедневно. Каждый день, когда тело и ум пребывают в покое, нужно представлять себе, как тебя пронзают стрелами, убивают выстрелом из ружья, протыкают копьем или разрубают мечом. Каждый день нужно воображать себе, как ты погибаешь в горящем здании, как тебя уносят огромные волны, поражает молния или присыпает обломками каменных стен во время землетрясения. Каждый день нужно переживать падение с высокой скалы, смерть в результате болезни или самоубийство после смерти хозяина. Каждый день без исключения нужно считать себя уже мертвым".

Аналогичные наставления можно встретить и у Карлоса Кастанеды. Такие советы для древних японских "спортсменов"-самураев, адаптированные к современным условиям, могут оказаться полезными и для нынешних альпинистов. Подобные размышления перед выходом на сложный горный маршрут позволяют глубже сосредоточиться и внутренне собраться.

 Страницы: 12

С этой статьей о Беларуси также читали:

  Блошиный маркет

  Пиротехники готовятся к первому в Беларуси фестивалю фейерверков

  За раритетами - на "Поле Чудес"

  Край открытых дверей

  Альпинизм - здоровый образ смерти?

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU