Норвегия
Норвегия
Швейцария
Швейцария
Египет
Египет
Израиль
Израиль
Гвинея
Гвинея
Ливия
Ливия
Боливия
Боливия
Кувейт
Кувейт
Китай
Китай
Лесото
Лесото
Таиланд
Таиланд
Руанда
Руанда
Эфиопия
Эфиопия
Румыния
Румыния

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Беларусь:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Чудеса Белорусии

Сельский туризм

Происхождение названий белорусских селений

Традиции и обряды Беларуси

Белорусская кухня

Парк отдыха «Dreamland»

Современный Могилев

Чудо-музеи

Туристические обходы

Славянский базар в Витебске

Своеобразиие Беларуси

Гомельский государственный цирк

Культурная жизнь Минска

Витебские зарисовки

Монументальный комплекс "Хатынь"


Беларусь - Церковная история Беларуси в трудах отечественных историков XIX

Церковная история Беларуси в трудах отечественных историков XIX

  

Подраздел: Cтатьи о Беларуси | Беларусь
Страницы: 123

Церковная история БеларусиЦерковная история Беларуси в трудах отечественных историков XIX-начала XX века. та многовековая и упорная борьба за сохранение Православной веры всегда шла вместе с историческим осмыслением и обобщением ее нелегкого пути и своими корнями уходит в конец XVIII - начало XIX века. озрождение Православия, которое Беларусь пережила в это время, привело не только к увеличению числа верующих, но и восстановлению православной культуры (slavia orthodoxa) . Проявлением этого непростого процесса стало зарождение православной белорусской интеллигенции с ее обостренным чувством прошлого и глубоким интересом к тому историческому пути, который прошли восточные славяне на протяжении своего более чем тысячелетнего существования. Христианство и его роль в судьбе населения Беларуси была его составной частью. Не случайно именно в XIX - начале XX века появляются фундаментальные труды, раскрывающие сложные, подчас трагические страницы истории Православной Церкви Беларуси. озрождение православной жизни на белорусской земле связано с именем приснопамятного Георгия Конисского, архиепископа Могилевского. С именем Преосвященного связано и начало изучения истории Православия на белорусско-украинских (западнорусских) землях. Свои первоначальные знания по церковной истории Святитель получил еще, будучи студентом Киево-Могилянскай академии. Позже он пополнил их за счет самостоятельного изучения древнерусских летописей, античных источников, западных и польских хроник, полемической и богословской литературы, трудов польских историков, на которые часто ссылается при изложении и обосновании своих исторических взглядов. нтерес Георгия Конисского к историческому прошлому Беларуси и Украины объясняется, прежде всего, его церковной деятельностью, связанной с защитой попранных гражданских прав православного населения Речи Посполитой. Одним из первых шагов епископа Георгия при вступлении на Могилевскую кафедру стала систематизация епархиальной документации и формиравание архива.

Хорошо зная законодательство Речи Посполитой, он понимал значение комплектования архива. До прихода святителя на Могилевскую кафедру такового не существовало. Один из его предшественников епископ Сильвестр Четвертинский отмечал, что при пожарах во время Северной войны погибло множество фундушевых грамот Могилевской кафедральной церкви Св. Спаса, Св. Троицкой церкви Мстиславля и других храмов и монастырей епархии. Об этом епископ Сильвестр заявил официально и сделал соответствующую запись в городских Могилевских книгах . Несколько позднее об этом же было сообщено в Св. Синод епископом Иеронимом Волчанским: “Во время шведской войны в Польше многие города, села и деревни, также церкви и монастыри благочестивые разграблены, а иные сожжены, как и город Могилев со всеми церквами и кафедрою в то время от неприятеля спасен и архив со всеми документами сгорел, а уцелевшие расхищены . днако были и другие причины гибели церковных документов. Зачастую это было связано с деятельностью правящих католических верхов, которые прятали королевскее привилеи на свободное отправление обрядов православным населением, фундушевые записи на земельные владения и т.п. Инициаторами уничтожения документов Праваславной Церкви являлось и католическо - униатское духовенство, под угрозой “не только лишения своего благословления, но и ... кары Божией” .

Подтверждением подобных акций может служить нападение католических миссионеров и шляхты в 1751 г. на Марков монастырь в Витебске. Как сообщил игумен монастыря Иакинф Пелкинский, святыня была разграблена, монахи разогнаны, документы и привилеи насильно отобраны. Позже они погибли при пожаре доминиканского монастыря . еудивительно, когда возник вопрос о поставлении новога епискапа на Могилевскую кафедру после смерти епископа Иеронима Волчансукого и Св. Синод обратился к наместнику могилевскому иеромонаху Иакову Ильницкому и киевскому митрополиту Тимофею с просьбой разыскать в местных архивах древние грамоты и привилеи на Белорусскую епархию, то и тот и другой вынуждены были ответить, что таковых “не сискалось” . ервое знакомство епископа Георгия с епархиальной канцелярией поразило его упадком и запустением. “В архиве катедральной здешней и канцелярии, - писал он в Синод, - никакого порядку не нахожу; присланные из … Синода указы к антецессорам моим некоторые пособирал я, и не знаю все ли, особливо что репортов при указех також и черних о отнятии на унию церквей и обидах священству прошедших годовучиненных доношений нет… потому знать не могу, что в … Синод представлено и что нет, и справки учинить о том нет с кого, на умерших все слагается . вою работу на ниве епископа Могилевского Георгий Конисский начал со сбора королевских грамот и привилеев, которые получала Православная Церковь.

 Страницы: 123

С этой статьей о Беларуси также читали:

  Браслав

  Приварки и закрасы отведать не хотите?

  История города Витебска

  Что искали белорусы в Байнете в 2005 году?

  Заповедники Беларуси

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU