Поводом к созданию этой работы стало суждение, благодаря усилиям официальных властей Речи Посполитой, получившее в XVIII в. широкое распространение, будто население Беларуси и Украины были униатами и до заключения Брестской церковной унии.
Основой для подобного суждения являлось послание (“эпистолия”) митрополита Киевского Мисаила (1474-1477) к папе Сиксту IV от 14 марта 1476 г., в котором содержалась жалоба на католиков за притеснения православных и просьба к папе о восстановлении мира между православными и католиками. На основании этой “эпистолии” униатский митрополит Ипатий Потей в 1605 г. заявил, что уния в Литовско-Русском государстве существовала до 1596 г. Разоблачению этого фальсификата и порожденного им заблуждения была посвящена работа архиепископа Могилевского. Святитель обратился к епископу Виктору Садковскому с просьбой прислать ему из Польши нужные для работы материалы. В своем письме 1792 г. епископ Виктор ответил архиепископу Георгию: “Подобных упомянутых в письме Вашем экземплярам книжек старался и собрать, и собрал несколько, коих не упущу по верной оказии доставить Вашему Высокопреосвященству” . Большой и разнообразный материал сносок, которые приводит архиепископ Георгий, дает представление о том, какого рода книги были нужны преосвященному. Источниковая база “Записок”, позволяющая воссоздать церковную жизнь населения Беларуси и Украины в XV- XVI вв., необычайно широка. Она представлена не только древними (греческими и латинскими) авторами, но и средневековыми польскими, белорусскими и украинскими. Автор знает работы Петра Скарги, Антонио Пасевино, идеологов церковной унии. Епископ Могилевский обращается к работам Стрыйковского, Длугаша, Кромера др. авторов, современников описываемых событий. о форме изложения “Записки” Пастыря-Исповедника относятся к жанру богословско-полемической литературы, столь распространенному на белорусско-украинских землях в конце XVI-XVII вв. и являются продолжением этой литературы Святитель связал между собою “век нынешний и век минувший”, перенеся думы, чаяния и надежды православных мыслителей прошлого в новые условия XVIII в. Записки” архиепископа Георгия состоят из двух частей. В первой части Преосвященный полемизирует с доводами, связанными с толкованием католиками истоков христианства на Руси, распространения Православия на русских землях. Во второй части - последовательно и обоснованно доказывает, что до 1596 г. на Руси (Украина и Беларусь) унии с Римом не было. Обе части “Записок” написаны столь основательно, что и в настоящее время не нуждаются в каких-либо существенных дополнениях или уточнениях. Таки