|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Россия: О стране Гостиницы и отели Все статьи Зимний отдых в Карелии Путешествие к Байкалу Сергий Радонежский (Радонежский Варфоломей Кириллович) Федор Шаляпин. Две жены, девять детей и миллионы поклониц Вера Холодная. Прекрасный призрак Леонид Филатов устроил Парнас в центре Москвы Галина Уланова. Неприступная королева танца Мстислав Ростропович. Человек таланта и добродетели Любовь Орлова. Секс-символ советской эпохи Николай Миклухо-Маклай. Человек с Луны Муслим Магомаев. Всенародный маэстро Игорь Крутой. "Звездный" композитор Алла Пугачева. Мои года - моё богатство... Георгий Вицин, или как Трус победил Гамлета Булат Окуджава . Дворянин арбатского двора |
Иначе говоря, главной концепцией музыкального футуризма становилось раскрепощение звуковой массы. Еще одним подходом являлась "ультрахроматическая" гармония, которую русские авторы выводили из стилистики позднего Скрябина - они вообще часто видели в этом композиторе своего предтечу, и не только в плане технологическом, но и в плане духовном, ибо большинство из них, как и Скрябин, имели отношение к тому явлению, которое ныне принято называть "русским космизмом". Поскольку гармоническое письмо позднего Скрябина приближалось к 12-тоновости, т.е. к функциональному равенству 12 тонов хроматической гаммы, то естественно, что его последователи нередко приходили к разным видам додекафонии, то есть, употребляя термин "официального" изобретателя додекафонии Арнольда Шёнберга, к "технике композиции с 12 тонами", которая рассматривалась как замена традиционной тональности. Хотя ранние сочинения Шёнберга своевременно исполнялись в России, русские авторы двигались к своим 12-тоновым методам собственными путями, и их системы отличались от шёнберговской, а некоторые появились раньше. Гораздо менее значительны новации ранних авангардистов в области формы: чаще всего используются традиционные схемы либо произведение является лишь "фрагментом", "опытом"; в некоторых случаях все творчество (вкупе с биографией творца) рассматривается как некое единое, продолжающееся произведение искусства (Книга жизни, по Обухову). В связи с этим можно заметить, что для таких авторов, как Вышнеградский и Обухов (и для некоторых других тоже), характерна напряженная мистическая настроенность (у этих двоих ориентированная на христианство). Как уже говорилось, влияние раннего русского музыкального авангарда на авангард 1960-1980-х годов практически не прослеживается - он был просто неизвестен (лишь в 1980-е годы начинаются исполнения сочинений таких авторов, как Рославец, Мосолов, Лурье, - т.е. оставивших законченные и "удобные" для презентации опусы). Определенное, хотя и опосредованное влияние оказали на западных музыкантов жившие во Франции Обухов и Вышнеградский (в частности, их высоко ценили О.Мессиан и П.Булез, хотя исследования их творчества и исполнения их музыки относятся в основном к последним десятилетиям). Авангард 1960-1980-х годов. Говоря о "советском музыкальном авангарде" (или о "русском послевоенном музыкальном авангарде"), обычно имеют в виду группу композиторов, выступивших на авансцену в начале 1960-х годов или немного позже. Хронологически (и идеологически) первым авангардистом этой волны следует считать А.М.Волконского, который приехал в СССР с семьей из эмиграции (1947), успев получить на Западе как первоначальное музыкальное образование, так и общее представление о происходящем в художественной жизни. Продолжив обучение в Московской консерватории, он начал сочинять в серийной технике Шёнберга и Веберна (Сюита зеркал, 1959 и Жалобы Щазы, для сопрано и камерного ансамбля, 1960). К группе "авангарда", которую вскоре возглавили три московских автора - Э.В.Денисов, С.А.Губайдулина, А.Г.Шнитке, на некоторое время присоединялись в этот период и другие авторы, например Н.Н.Каретников (остался до конца стойким приверженцем додекафонии), С.М.Слонимский, Р.К.Щедрин, Б.И.Тищенко, А.С.Караманов, на Украине - В.В.Сильвестров, Л.А.Грабовский, в Азербайджане - К.А.Караев, в Эстонии - А.Пярт и т.д. Характерной особенностью музыкального авангарда на территории СССР нередко становилась "фольклорная окрашенность", когда новые техники применялись к разработке народных напевов, желательно в их "сыром", непосредственно у народных певцов записанном виде (например, нетемперированный строй русской крестьянской песни мог совмещаться с авангардистской микроинтервальной техникой). Хронологически первой осваиваемой "советским авангардом" техникой был сериализм (в разных видах), затем сонористика, а также алеаторика (композиция по принципу случайности); одновременно началось развитие электронной музыки. Довольно скоро "чистые" системы уступили место разным смешанным техникам: появились понятия "коллажа" (т.е. цитирования "чужого слова") и т.н. полистилистики - термин Шнитке, чьи сочинения наиболее ярко представляют данное явление. В этом пункте к началу 1970-х годов русский авангард "совпал" с некоторыми тенденциями западного искусства.
Санкт-Петербург. Собор Воскресения Христова (Спас На Крови) | |||||||||
|