Каса (особняк) Рокка Пиккола – частный музей, который находится в собственности потомков одного из аристократических родов Мальты и экспозиция которого повествует о нравах и быте его хозяев, мальтийских дворян.
История этого здания насчитывает более 400 лет и переносит переступившего его порог в эпоху рыцарей-иоаннитов, одержавших победу над турками во время осады Мальты в 1565 году. После осады рыцари ордена строят столицу, город-крепость Валлетту с абсолютно прямыми улицами и, помимо обычных домов, воздвигают на них замечательные дворцы.
Особняк Рокка Пиккола назван в честь первого владельца Дона Пьетро Ла Рокка - адмирала рыцарского флота итальянского ланга. В последующие годы этот восьмикомнатный дом сдавался в аренду, а во второй половине XVIII века был продан мальтийской дворянской семье. Сейчас в нем живет семья рыцаря и девятого маркиза де Пиро.
Вот уже в течение 200 лет обстановка и убранство дома не меняются. Старинная мебель, хрустальные люстры, столовое серебро, художественные полотна, одежда и предметы быта распределены по комнатам особняка. Множество гостиных и спален, библиотека, архив, домовая церковь – все эти помещения отличаются аутентичными интерьерами.
Когда поднимаешься по лестнице из белого мрамора, то первое, что попадается на глаза - это, конечно же, фамильный герб и сделанная в Богемии огромная люстра XVIII века. Ежегодно ее опускают вниз и чистят. И каждый раз ни один из членов семьи де Пиро, будь то хозяйка дома Френсис, дети - Космо, Клемент, Луиза и Антон или тем более внуки - Серафина и Николас, не уверены в том, что ее удастся собрать заново. Выручают старые фотографии и собственные записи.
С лестницы сразу попадаешь в домашнюю часовню. Стены часовни, как бы копируя стены мальтийский церквей, выкрашены под цвет дамасска. Покрытый мальтийскими кружевами XVII-XVIII веков, алтарь сделан из дерева и окрашен под мрамор. На алтаре два распятия. Одно, из слоновой кости, подарено кардиналом Годфреем, второе с обратной стороны украшено семью печатями Ватикана.
Над алтарем картина художника Каруана "Мадонна с младенцем и Святым Гаэтано". Ранее эта домашняя часовня принадлежала семье Тестаферрато, член которой стал единственным в истории Мальты кардиналом римско-католической церкви. Появление культового места в доме не случайно, так как во многих богатых европейских семьях младшие сыновья по традиции становились священниками, и эти семьи пользовались такой привилегией, как личная часовня в одной из комнат собственной резиденции.
Спальня - это единственная комната, которой в доме не пользуются, потому что стоящая в ней кровать является одновременно и шедевром, и семейным талисманом. Эта кровать принадлежала родившей девятерых детей прабабушке Орсоле. К кровати можно лишь прикоснуться "на счастье". Покрывала меняются каждые два месяца. Одно из них очень редкое по красоте кружево - для его плетения вручную понадобилось два года. Комод тоже являет собой большую редкость, так как мебель XVI века практически не дошла до наших дней.
В спальне несколько картин. Одна из них художницы Дорис Зинкенсен "Момент смерти": ангел смерти посещает богатых, молодых, добившихся успеха, игнорируя старых и немощных. Еще несколько шедевров мальтийской мебели находятся в так называемой Зеленой комнате. Это сделанный в 1640 году книжный шкаф-бюро с инкрустированными внутренними и наружными дверцами, разноцветная венецианская люстра со свечами, софа и боковые столики XVIII века.
При подходе к последней комнате в этой анфиладе можно увидеть еще одно из сокровищ этого дома - переносную позолоченную карету, принадлежавшую рыцарю Фра Виктору Николасу де Вакон Бельмонт - романтику и путешественнику, главнокомандующему рыцарских галер (1764-1766). Карета украшена гербом, что свидетельствовало о значимости ее хозяина. В те времена на таких каретах при помощи кожаных ремней слуги и турецкие рабы переносили своих господ не только по улицам, но и поднимали по лестницам, доставляя во Дворец Великого Магистра или другие места.
При входе в библиотеку прямо над дверью росписи по дереву, сделанные во время правления Великого Магистра Ласкариса, которые, возможно, когда-то украшали гранд-салон на его личном корабле. Датированная 1640 годом, эта коллекция сегодня является национальным достоянием. Самый выдающийся из предметов коллекции - переносная часовня, выполненная в черном и желтом цветах.