В начале 2003 года американцы решили сделать своим бывшим врагам - лаосцам подарок в виде автомобилей для программ по обезвреживанию боеприпасов, оставшихся после войны 1964—1973 годов. Лаосцы согласились, но затребовали автомобили российского и никакого другого производства.
Они, мол, проще в использовании, еще на этапе конструирования предполагается, что за ними не станет постоянно присматривать целый штат технических специалистов, а условия эксплуатации будут самыми жесткими. Советский автопром в этих краях показал себя с лучшей стороны: именно на войне он продемонстрировал надежность и долговечность. Даже сейчас, когда страна практически отрезана от России, старые вездеходы-уазики ценятся в несколько раз выше, чем на их собственной родине.
Сколько же все это здесь стоит? Оказывается, "Волга"— от 60 до 100 тысяч бат (крупные покупки в Лаосе измеряются в тайской валюте, потому как своя мелковата - 10 300 кип за доллар). То есть в привычном для нас выражении - 1 500— 2 500 долларов. Подержанные мотоциклы "Минск" - от десяти лет и старше - идут от пятисот и выше.
"Почему же так дорого?!" - удивляемся мы, не привыкшие к высокой оценке советской техники. Ведь новые японские мотоциклы стоят всего 700. А их китайские клоны - те же полсотни. "Чинить легко, работа недорогая", - поясняют ценители. Лаосские военные обычно катаются на уазах, которые поставляются в армию новыми. За время службы у них, как правило, находится будущий счастливый владелец. Особой похвалы за безразличие к дорожному покрытию удостаивается ГАЗ-66, который много трудится на объектах по разминированию.
Так что пришлось американцам покупать 25 микроавтобусов Горьковского завода для передачи лаосской стороне (кстати, сам этот завод был в свое время построен с помощью концерна "Форд"). Машины благополучно прибыли во Вьентьян и "разбежались" из него по отдаленным лесным уголкам.
А сама столица Лаоса сейчас уже выглядит как классический туристический "невод", приносящий неплохой улов. Европейцы ходят по улицам косяками, скользя взглядами от магазинов к храмам и обратно. Несколько плакатов и транспарантов с социалистической риторикой не вызывают их интереса - ведь они не разбирают местных букв и вряд ли поэтому отдают себе отчет в том, что там написано. Процветает и мелкое, и довольно крупное частное предпринимательство. "Новые лаосцы" нисколько не прячут своих богатств.
Скорбное лицо военной истории может показаться из-под отретушированных фасадов только тому, кто знает, где его искать. Вот гостиница международной сети "Новотель", самая обычная. В Москве такая стоит рядом с аэропортом Шереметьево, а во Вьентьяне при Третьем коалиционном правительстве (оно пришло к власти в 1975 году) аналогичное здание помещало в себе казармы Народно-освободительной армии. Здесь же формировались, чтобы днем и ночью поддерживать хрупкий порядок в городе, сводные патрули: солдаты революции вместе со своими вчерашними противниками из королевских войск.
А вот в самом центре, на главной улице Лансанг, блестит на солнце Триумфальная арка, пожалуй, великоватая для очень небольшого Вьентьяна. Ее построили на американские деньги, но не для того, чтобы увековечить успехи монархистов в борьбе с коммунистическим ополчением Патет-Лао. Напротив, США выделили крупную сумму на строительство военного аэродрома. А лаосские генералы пустили их на другие цели. В том числе - выстроили монумент победы над американцами. Сколько денег ушло на памятник, а сколько - на повышение офицерского благосостояния, трудно в точности сказать. Казнокрадство в бедной стране - вещь распространенная, масштабная и неизбежная.
С другой стороны, в Лаосе не сталкиваешься с другой характерной особенностью бедных стран - с неустроенностью, с убогим бытом, с озлобленностью по отношению к "богатым иностранцам". Как раз наоборот - доброжелательность и бурное гостеприимство тебя обволакивают и следуют за тобой по пятам. Но тут дело, очевидно, в буддизме. По-видимому, лаосцы - хорошие буддисты.
В точном соответствии с заветом своего Учителя они ко всему на свете относятся спокойно-приветливо. Не любят испытывать неудобства сами и, боясь испортить себе карму, честно пытаются оберегать от неудобств других.