Эстония
Эстония
Гибралтар
Гибралтар
Бурунди
Бурунди
Ангола
Ангола
Словения
Словения
Египет
Египет
Замбия
Замбия
Бруней
Бруней
Токелау
Токелау
Япония
Япония
Канада
Канада
Иран
Иран
Норвегия
Норвегия
Македония
Македония

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Иран:

О стране
Все статьи


Традиционные музыкальные инструменты

Южное (морское) побережье

Северное (внутреннее) побережье

Остров Кешм

Природные чудеса Ирана

Провинция Чахар-Махал-Бахтияри

Провинция Исфаган

Провинция Семнан

Врачевание в Иране

Медицина и лечение в Иpане

Ирранские зарисовки

Кальян в Иране ушел в подполье

Что нужно знать туристу

Религиозная жизнь

Гостиницы в Иpане


Иран - Персеполис

Персеполис

  

Подраздел: Cтатьи об Иране | Иран
Страницы: 1234
Конечно, может возникнуть вопрос: как можно сжечь каменный дворец? Но эти колонны несли на себе деревянные балки, поддерживающие деревянную же крышу, а промеж колонн, по периметру дворца, были вывешены богато вышитые портьеры, защищавшие от солнца. Из 36 двадцатиметровых колонн Ападаны более или менее хорошо сохранилось не более 13. Но не они составляют славу дворца, а парадная лестница, по которой делегаты попадали внутрь него. Украшающие ее рельефы - вот истинное чудо Персеполиса, скрытое от глаз людских более 2000 лет. Длинные процессии делегатов всех входящих в империю областей (сатрапий), ведомые персами и мидянами, несущие природные и рукотворные дары их земель, ведущие под узды домашних и экзотических животных, изображены в три ряда. Засыпанные толстым "культурным слоем" пепла, песка, пыли и щебня, рельефы ждали своего "звездного часа" до начала нашего века, когда они были, наконец, явлены миру в результате археологических раскопок.

чудо ПерсеполисаНеожиданно тень сомнения закрадывается в мою душу, когда я начинаю внимательно рассматривать ряды стражников из знаменитой "когорты" 10000 "бессмертных", личной гвардии персидских царей. Уж больно неестественно "свежими" выглядели изображения, принимая во внимание их почтенный возраст. Фарух развеял мои сомнения: "Все они - подлинники. Неужели ты думаешь, что все они были вывезены в Британский музей? Посмотри сюда!" Он показывает на рельеф, изображающий льва, убивающего быка. Линии рисунка четкие, абсолютно правильные, почти неестественно искусственные, но при этом все физиологические особенности животных показаны правильно. Конечно, персидским художникам не хватало динамизма, свойственного грекам; фигуры и узоры очень статичны, зачастую безжизненны. Одним из обвинений, выдвинутых Таис Афинской персам, было то, что они игнорировали женские образы в своем искусстве. Это правда. Но и в безукоризненной четкости линий персепольских рельефов есть свое очарование. Лев, пожирающий быка... Это основа всего того, что мы здесь видим. 21 марта наступает Новый Год и созвездие Льва находится в зените, а созвездие Тельца исчезает за линией горизонта для того, чтобы через месяц появиться вновь на небосводе. Животворная весна приходит на смену холодной зиме. Все эти люди на рельефах пришли сюда ради одного - принести дары правителю и попросить его совершить чудо: призвать Весну на эту землю. Арабы и фракийцы, индусы и согдийцы, сагартийцы и бактрийцы, гандхарцы и парфяне, лидийцы и ионийские греки, скифы и египтяне, каппадокийцы и киликияне, ариане и арахосийцы, ассирийцы и финикийцы, вавилоняне и эламиты, и, разумеется, лица кавказской национальности - все они идут длинной вереницей к царю, чтобы упросить его обратиться к богу Ахуре Мазде и начать новый цикл жизни. Царь принимал послов во "Дворце Ста Колонн" от которых остались только основания. Здесь был второй уровень, на который допускались делегаты. Их дары тщательно переписывались, заносились в реестр и отправлялись в хранилище, находящееся у подножия горы. На третьем уровне находился дворец Ападана, куда имели доступ только представители персидской и мидийской знати, составлявшей фундамент державы Ахеменидов. На четвертом - дворцы царей, самым значительным из которых был Тахара, дворец Дария, от которого сохранились каменные дверные проемы, украшенные рельефами, изображающими царя, поражающего мечом чудище с туловищем льва, крыльями орла и хвостом скорпиона. Таким образом царское обиталище оберегалось от злых козней дьявола - Ахримана, с которым ассоциировалось чудище. Здесь царь проводил дни празднества, готовясь к церемониям. Он покидал зимнюю резиденцию в Сузах, отправляясь в начале марта по так называемой "царской дороге", ведущей в Персеполис. Во дворце поддерживался священный огонь.

Поскольку весь комплекс образно повторял структуру эламских зиккуратов, основной ритуал со священным огнем происходил на вершине этой "пирамиды". По всей видимости, на крыше самого высокого из царских дворцов - Хамадана Хадиша, построенного Ксерксом, находилась платформа, где и происходило священнодейство подобное тому, которое изображено на рельефах гробниц в Накш-э-Ростаме, когда царь стоит на небольшом возвышении перед огненным алтарем, вознося молитвы Ахуре Мазде, чей крылатый символ парит наверху. Совершив на следующее утро ритуальное омовение, царь отправлялся в "присутствие" принимать дары. Можно, конечно, принимать точку зрения, что колоссальные дворцы Персеполиса строились для того, чтобы поразить своей грандиозностью гостей и подавить волю покоренных народов, приносящих дань. Но здесь стоит задуматься над одним обстоятельством. В церемонии ежегодно принимали участие многие тысячи человек. Еще многие тысячи были в обслуге и охране царя.

 Страницы: 1234

С этой статьей об Иране также читали:

  Иран. Русский след

  Северное (внутреннее) побережье

  Природные чудеса Ирана

  Меняльная лавка: Хадж чуть не погубил риал

  Отдых в Иране

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU