|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Индия: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Индия: страна, где сбываются мечты Яма, нияма, асана, пранаяма* Родина слонов. Индия Как выжить в Гоа новичку? Заметки параноика Чего не стоит делать в Индии Туристический рай на Гоа Традиционный индийский наряд невесты Магия и величие Гималаев Ченнай-Мадрас Столица княжества Хайдерабад Ворота провинции Раджастан Сариска Чудесные Раджастанские заповедники Музей раджи Келкара Пондичери |
Индийские храмы открыты с утра до поздней ночи. Они живут своей особой, как бы независимой от верующих жизнью. Ранним утром жрецы отпирают храм ключом и начинают будить богов песнями, музыкой и танцами. Когда-то в этом принимали участие баядерки (девадаси) - храмовые танцовщицы и проститутки. Теперь это запрещено законом. Жрецы входят в спальню богов, окропляют водой покрывало над их ложем, затем умывают им руки и ноги, одевают скульптурные фигуры богов в нарядные одежды, украшают венками из живых цветов. Затем боги завтракают - к их губам подносят фрукты, рис, они "пьют" воду и соки. Заодно с богами вполне натурально завтракают и сами жрецы. После завтрака, богов на паланкинах выносят в центральную часть храма. Все эти действия сопровождаются пением и музыкой, жрецы бьют в бубны, гонги, звонят в колокола. Шум поднимается неистовый. Затем процессия уносит статуи богов в их покои. Ближе к полудню жрецы-брахманы поливают статуи маслом, мажут рисовым отваром, а затем умывают водой. Одновременно они зажигают плошки с огнями и совершают несколько кругов вокруг статуи, очищая ее огнем и окуривая благовониями. Весь этот сложный ритуал повторяется несколько раз в течение дня. Вечером проходит служба, посвященная "Стражам Света" - богам, защищающим от темноты, а затем все боги отходят ко сну. Их укладывают в паланкины, уносят в спальню и укачивают как детей. На ночь их еще раз, уже в постели, "кормят" сладостями. В храме Шивы обитает все его обширное семейство: жена, дети, прочие боги, которые занимают различные "должности" в небесной иерархии. Я нахожу алтарь бога Ганеши - самого любимого и популярного бога индусов. Этот пузатый человечек с головой слона - покровитель торговцев и путешественников, а следовательно, в данный момент, и мой покровитель, поэтому я зажигаю перед ним сандаловую палочку. Рядом статуя богини Кавари-Деви, нелюбимой сестры Шивы. Эта божественная дама, сосредоточившая в себе все земные и неземные пороки и недостатки, всечасно напоминает людям о существовании злых и дурных сторон, присущих природе человека. В центре храма - небольшая круглая беседка, в которой находится главный культовый предмет - каменный лингам (фаллос) бога Шивы. Над лингамом к потолку подвешен небольшой фигурный кувшин, из которого священная вода медленно, по капле, падает на поверхность лингама; струйка воды стекает по цилиндру к его основанию. Этот самый медленный и самый экономный источник символизирует истечение живительной оплодотворяющей влаги - семени самого Шивы. Святыню сторожит могучий священный бык Нанди. Старый жрец с красной отметиной высшей касты на лбу, смочив руки у лингама, входит в алтарь Шивы. Мы смотрим, как он украшает статую гирляндами из розовых лотосов, а затем начинает "кормить" гиганта шафрановым рисом. После Шивы он сам пробует рис и угощает нас, а затем, обмакнув палец в сандаловую пасту, проводит нам на лбу горизонтальные линии. Все это из чистой вежливости, потому что нас все равно не коснется благо причастия. В отличие от других религий, стать индусом, так сказать, принять индуизм, нельзя. Индусом можно только родиться. Но мы все равно благодарим жреца, потому что это большая честь, - ведь жрецы-брахманы строго относятся к законам, которые предписывают не осквернять храмовую еду прикосновением внекастового человека. Пока шло наше приобщение к ведическим таинствам, малиново-красный шар закатился за пальмы и потух. Сразу же на берег опустился быстро темнеющий полог ночи. Мы возвращаемся к нашим лодкам уже в кромешной тьме, с риском сломать себе ноги, пробираясь по банановым зарослям. Ночь предстоит провести на воде, под москитной сеткой, с непрерывно жужжащим над головой вентилятором и тайными грезами о многоруком Шиве. Кокосовая лагунаУтром, лишь только рассвело, мы продолжаем нашу робинзонаду. На берегу под пальмовыми кронами стали появляться деревянные хижины; прямо с порога дома мальчишки удили рыбу, женщины стирали белье. Параллельным курсом шли длинные лодки, доверху нагруженные щедрыми дарами тропиков. Можно было видеть, как местные жители, стоя по шею в воде, выгоняли ногами рыбу из илистого дна, ловя ее в керамические горшки. Вдоль берега стояли огромные китайские "сети-пауки", привязанные к крестовине на длинной многометровой жерди. Пролив - как большая деревенская улица.
| |||||||||
|