|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Египет: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Прогулка по Нилу на фелуке в Асуане Экскурсия в Асуан Восхождение на гору Моисея Коралловые острова Египта Сафари по пустыне Экскурсия в монастырь Святой Екатерины Дворец "1000 и 1 ночь" Обзорная экскурсия по Александрии Поездка в Луксор Путешествие в подводный мир Поющие фонтаны Рынок Хан Эль Халили Сувениры Египта Экскурсия в Каир Путешествие с животными |
Копты - христиане особыеЕгипетская христианская церковь называется коптской. Слово "копт" происходит от греческого названия Египта - "Айгюптос" и означает просто "египтянин". - Все мы копты, - обронил Диоскорос в начале нашей экскурсии по монастырю. - Только одни - христиане, а другие - мусульмане. Замечание, конечно, верное. И все же со времен арабского завоевания в VII в. словом "копт" стало принято обозначать лишь египетских христиан. Коптская церковь выделилась в самостоятельную в 451 году, после Халкидонского собора. Формально раскол произошел по чисто теологическим причинам. Делегация Александрийской патриархии настаивала на том, что Христос неразрывно объединил божественную и человеческую сущности. Большинство же, ведомое византийскими священнослужителями, выступило за то, что у Христа сущностей две - божественная и человеческая. Египтяне остались при своем понимании сущности Христа, известном как монофизитское (единосущное). После арабского завоевания начался процесс исламизации египтян, не завершившийся и поныне. Копты составляют процентов 7-8 в 60-миллионном населении Египта. Правда, коптский язык - древнеегипетский - уже два века назад был вытеснен арабским. Но на нем все еще иногда ведутся церковные службы. Помнится, на Рождество в соборе св. Марка в Каире - гигантском современном сооружении, вмещающем пять тысяч человек, - нынешний, 117-й коптский патриарх Александрийский папа Шенуда 3-й зачитывал временами изречения из Нового завета по-коптски. Библия и другие священные книги обычно имеют параллельные тексты - на коптском и арабском языках. Когда мы с Диоскоросом подошли к старейшей из семи монастырских церквей, то, прежде чем войти в нее, сняли обувь. Точно так же делают и мусульмане при входе в мечеть. Впрочем, копты снимают обувь лишь в особо почитаемых церквях, но обязательно - в передней части храмов. В обрядах двух религиозных конфессий Египта вообще немало схожего. Копты молятся семь раз в день, мусульмане - пять. Во время поста, а постятся копты большую часть года, они не едят и не пьют с восхода до заката солнца. Так поступают и мусульмане во время рамадана - месяца ежегодного поста. И копты, и мусульмане подвергают мальчиков обрезанию. Часть коптов, как и мусульмане, не ест свинину, хотя формально это и не запрещено. И те, и другие не пьют вино. С вином у нас произошел любопытный эпизод. После экскурсии по монастырю Диоскорос привел нас в сувенирную лавку. Разглядывая книги, иконки, крестики, я нечаянно наткнулся взглядом на стоявшую на полу сумку, полную бутылок. Вспомнив о посещении монастырей в Ливане, Сирии и Палестине, я решил, что, как и там, это вино - из монастырских кладовых и наверняка очень хорошее. Но Лиоскорос разочаровал меня. Копты пьют вино только для причащения, - сказал он. - Да и то изготовленное особо: не из виноградного сока, а из размоченного изюма. А эти бутылки подарили мне чехи. Хотите - можете взять. Я поинтересовался, сколько стоит вино. Не знаю, - ответил епископ. - Берите - и жертвуйте на монастырь, сколько считаете возможным. Мы взяли одну бутылку, пожертвовав за нее несколько больше стоимости местного вина. За обедом испробовали. Подарок чехов оказался совсем не плох. Египтяне - мусульмане и христиане - представляют собой этнически единый народ, с общей культурой, чьи корни восходят к истокам египетской цивилизации. Даже декоративно-прикладное искусство двух египетских конфессий отличается по большей части лишь религиозной символикой. В последнюю четверть века коптское монашество обрело как бы второе дыхание. Монастыри, а их больше двух десятков, реконструированы и расширены, число монахов в них резко возросло. Так, в начале 70-х годов, до реконструкции, в одном из самых знаменитых монастырей, носящем имя св. Макария - сподвижника св. Антония - и расположенном в Вади-Натрун, было всего семь монахов. Сейчас их - более ста. Хозяйство Епископа ДиоскоросаВ монастыре св. Антония я побывал впервые почти десять лет назад. Тогда мы тряслись последние пятнадцать километров дороги, от поворота с шоссе Заафарана - Бени-Суэйф, по пыльному проселку, а сейчас прямо до стен монастыря проложен асфальт. Как и в монастыре св. Макария, обширную прилегающую к обители территорию обнесли забором. На площадке возле входа построили гостевые корпуса и торговый центр. Расширена и территория самого монастыря. Внутри возводятся новые кельи. Тогда монахов было 37, а сейчас уже 62.
| |||||||||
|