Эфиопия
Эфиопия
Бурунди
Бурунди
Того
Того
Камбоджа
Камбоджа
Тайвань
Тайвань
Сербия
Сербия
Шри Ланка
Шри Ланка
Руанда
Руанда
Гвинея
Гвинея
Нигер
Нигер
Румыния
Румыния
Иран
Иран
Кирибати
Кирибати
Китай
Китай

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Ботсвана:

О стране
Все статьи


Парки и заповедники Ботсваны

Культура Ботсваны

Путешествуем по Ботсване

География Ботсваны

Неизведанная Ботсвана

Республика Ботсвана - страна алмазов в Африке

Национальные парки и заповедники в Ботсване

Калахари - самая крупная пустыня Южной Африки

Природная достопримечательность - Окаванго

Бессточная впадина Макгадикгади

Лагерь Жака

Абу Кемп - сафари на слонах

Котловины Макгадикгади

Бушмены

Лучшее время для путешествия в Ботсвану


Ботсвана - Бушмены

Бушмены

  

Подраздел: Cтатьи о Ботсване | Ботсвана
Страницы: 1

В племенах сана не было вождей, хотя, разумеется, мнение старейших обладало большим весомИх музыка, танцы, фольклор, живопись на протяжении веков вызывают жгучий интерес этнологов, а их образ жизни находится в полной гармонии с природой. Саны (или бушмены) были первыми обитателями Южной Африки. Выходцы из Центральной Африки, они обосновались в Ботсване между 25000 и 40000 гг. до н.э.

Они занимались охотой и собирательством: мужчины добывали мясо, а женщины собирали фрукты, овощи, клубни, ягоды, луковицы, зеленые листья. Одно племя насчитывало не более восьмидесяти членов: засушливые пустынные районы, где закладывались основы цивилизации санов, не были приспособлены для жизни большого племени. Каждое племя располагало, таким образом, достаточно обширной территорией.

В племенах сана не было вождей, хотя, разумеется, мнение старейших обладало большим весом, чем мнение остальных. Этот принцип равенства (напрямую связанный с понятием сотрудничества, важным для выживания во враждебном мире) распространялся на всех живых существ: саны уважали не только членов своего клана, но и деревья, растения или животных, обитавших на их территории. Человек не считался исключительным явлением природы, и жизнь каждого живого существа считалась священной. Охотой никогда не злоупотребляли.

Охотники действовали всегда одинаково: сначала охотники высматривали в стаде самое слабое животное, затем они подбирались как можно ближе к стаду и одновременно метали свои отравленные стрелы и копья в выбранное животное. После этого начиналось преследование раненого зверя. Затем саны окружали его лежбище и выжидали, пока не подействует яд и животное не обездвижится.

Когда животное не подавало признаков жизни, охотники добивали его, после чего возвращались в деревню, чтобы отпраздновать успешную охоту и воздать почести убитому животному. Ритуалы и верования были и остаются важнейшим элементом жизни санов, так как их молитвы задают ритм повседневной жизни. Чаще всего это песнопения и танцы, особенно танцы в состоянии транса, которые, по верованиям санов, приносят исцеление, изгоняют демонов или позвопяют войти в контакт с потусторонним миром.

Хотя саны верят в загробную жизнь и существование доброго бога-создателя, заботящегося обо всех существах на земле, их убеждения на этом не заканчиваются: они поклоняются солнцу, луне и звездам, считают священным существом воду, почитают животных, в которых переселяются души умерших, боятся колдунов и демонов, вселяющихся в больных, и убеждены в существовании фантомов – реинкарнации умерших в виде светящихся существ.

Богатый бушменский фольклор дает объяснения мифам и необычным явлениям. Среди множества персонажей, переходящих из одной сказки в другую, наиболее часто упоминается Мантис. Он изображается обычно в виде женщины-фурии и согласно традиции носит разные имена. В большинстве рассказов Мантис, наделенный сверхъестественной властью, может превращаться в животное, камень, дерево или воду.

Он наделен также чисто человеческими чертами характера: может быть завистливым и раздражительным, любит поесть, выпить и заняться любовью, сыграть и выиграть, обмануть... В то же время Мантис является весьма почитаемым божеством, так как именно он принес санам огонь.Эти легенды и сказки, к несчастью, постепенно забываются. Хотя 3000 саное и живут сегодня по законам предков, 36000 других, зарегестрированных в Ботсване, забыли большую часть своих традиций.

Использование бывших территорий охоты для разведения скота, страшные опустошительные засух* (особенно в 80-х гг.), значительное сокращение числа диких животных привели к необратимым изменениям их образа жизни. Столкнувшись с теми же проблемами, что и другие племена аборигенов, общество санов постепенно распадается. Бушмены хотели бы, возможно, поддерживать свою традиционную систему, но современная экономика и денежные отношения не оставляют им такой возможности. Как правило, они первыми становятся жертвами алкоголизма, безработицы и нищеты.

Вынужденные селиться возле источников воды, они теряют свою кочевую культуруВынужденные селиться возле источников воды, они теряют свою кочевую культуру и перенимают чуждый им образ жизни. Конечно, правительство иногда интересуется их проблемами и периодически принимает проекты, призванные помочь этим "жителям удаленных районов": отдает им небольшие участки земли, роет колодцы, строит школы и больницы, обучает подростков ремеслам, разведению скота, сельскому хозяйству...

Но эти усилия недостаточны, и уровень жизни санов остается очень низким по сравнению со средним по стране. Обитающие в самых бедных зонах Ботсваны и Намибии, саны, чтобы выжить, вынуждены бороться не против явлений природы, а против современного общества, мало-помалу разрушающего их цивилизацию.

Иностранцам и особенно любителям сафари саны представляются непременным элементом туристической программы, этакими смешными маленькими .человечками, легендарными охотниками и бегунами.

 

 Страницы: 1

Перепубликация с globustur.spb.ru


С этой статьей о Ботсване также читали:

  Ботсванская пула

  Ботсванский Заповедник Хутсе

  Визит в царство разума дорогого стоит

  Абу Кемп - сафари на слонах

  Габороне

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU