![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Польша: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Михаил Клеофас Огинский (1765- 1833 ) Водные ресурсы Польши Гражина Бацевич Станислав Монюшко – путь к опере Первый космонавт Польши - Мирослав Гермашевский Вислава Шимборска- польская поэтесса Владислав Реймонт - польский романист Марыля Родович- первая дама польской эстрады Ян Вейхерт- польский миллиардер Станислав Игнаций Виткевич Король польский - Август III Памятники культуры Анна Каролина Орзельская Польская керамика Краковские легенды |
Центром ренессансной культуры в Польше стал Краков. Провинция подражала столице. В восточных землях государства (литовских, белорусских и украинских) среди православного населения господствовал церковнославянский тип культуры, вступавший на этой территории в интенсивный конфессиональный, политический и культурный диалог с католической («римской») культурой. Религиозная конфронтация сопровождалась, однако, взаимным культурным влиянием. Возникновение многочисленных центров Реформации в провинции с их школами и типографиями способствовало децентрализации культурной жизни. Гуманизм и Ренессанс как художественный стиль пришелся впору польскому менталитету. Принцип шляхетской демократии, «можновладства», выборности короля, положенный в основу польской государственности, подчеркивал значение человеческой личности. Каждый крупный шляхтич чувствовал себя политической персоной, не считаться с которой не может ни король, ни предста-вители своей же сословной группы. Отсюда независимый характер поведения польского шляхтича, его самоуверенность и надменность. Гуманистический антропоцентризм понимался им как свое традиционное «можновладство» и своеволие, гуманистическое тираноборчество — как отстаивание своих сословных прав и привилегий, очень широких в этой «шляхетской республике», как дальнейшее ограничение и без того слабой королевской власти. Наоборот, сторонники усиления института королевской власти находили близкие для себя идеи в понятии ренессансного государя как идеального властителя, руководствующегося интересами всех сословий для общего блага и реализующего свои устремления абсолютного правителя.
Пышные и торжественные церемониалы при дворах короля и магнатов и развитие портретного искусства, включая многочисленные литературные биографии и автобиографии, стали выражением специфики человеческой личности в польской культуре. Новый художественный стиль как нельзя лучше соответствовал социальным амбициям шляхты. Поэтому ренессансная художественная культура в Польше приобрела особенно пышные формы, будь то архитектура дворцов и замков или ораторское искусство делегатов сейма и религиозных проповедников. Внешнее, торжественное, пышно-декоративное скрывало в себе действительно глубокий внутренний оптимизм и жизненную силу польской шляхты. Критика политического состояния страны и нравов ее жителей никогда не приобретала характера трагического отвержения.
| |||||||||
|