![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Ирак: ![]() ![]() В Вавилоне Колыбель цивилизаций К развалинам Вавилона В гости к пророкам Эрбиль Отдых в Ираке За нашу и вашу свободу... Ирак во мраке Вторжение Турции в северный Ирак неизбежно Маркетинг как средство выиграть войну в Ираке Религия Ирака История ядерной программы Ирака Пятилетка демократизации Ирака Вместе взять измором Свобода не дается даром |
По одну сторону от главного входа в гостиницу, широкой двери между двумя голубыми колоннами, расположился торговец открытками — высокий араб в пиджаке, надетом на дишдашу — длинную тёмную рубаху, с головой, плотно укутанной в квадратный клетчатый платок (яшмаг). Несколько сотен открыток с изображением французских и американских актрис, пухлых младенцев и счастливых целующихся пар раскинуты сплошным цветным ковром на двух огромных щитах. Когда наступает ночь, он затаскивает эти щиты куда-то во двор, а утром вновь появляется с ними. У щитов останавливаются покупатели — солдаты в шерстяных темнозеленых штанах и куртках, женщины в длинных шелковых покрывалах «абаях», оставляющих открытым только лицо. Солдаты покупают обнаженных актрис, женщины — пухлых розовых младенцев. По другую сторону от входа другой араб торгует кошмами. Дело у него идет гораздо хуже, чем у его соседа, бойко продающего за гроши красивое отражение чужого счастья. Я иду по улицам древнего города и вспоминаю его сложную историю. Багдад был основан аббасидским халифом Абу Джафаром Мансуром в 762 году в западной части сегодняшнего города. На этом месте в то время была лишь небольшая деревушка и несторианский монастырь. Строительство города было вызвано прежде всего военными соображениями и поэтому круглая площадка, на которой разместились строения, была обнесена мощной стеной с четырьмя воротами. От Баб эш-Шам начиналась дорога в Сирию, от Баб эль-Басра — дорога на юго-восток, к морю, от Баб эль-Куфа начинался тракт, ведущий к древней столице Ирака — городку Эль-Куфе. Караваны из Персии попадали в Багдад через четвертые ворота — Баб эль-Хоросан. Сооружение города было закончено в 766 году. Е его центре возвышалась мечеть. Перед нею — дворец халифа с бирюзовым куполом. В городе находилась халифская гвардия, многочисленные дворцовые службы, ремесленные мастерские, но не было гражданского населения. Зто была прежде всего военная крепость, ставка аббзеидского халифа, правившего половиной мусульманского мира. С каждым столетием город, построенный Мансуром и названный им Городом мира, разрастался, постепенно поглощая прилегающие к нему деревушки и сады, которые дали названия его многочисленным кварталам. Впоследствии он стал называться Багдадом, что в переведе с персидского означает сад Дада. К концу прошлого века в городе уже проживало 60 тысяч человек, было 18 тысяч домов, пятнадцать общественных бань и восемь школ.
Центром Багдада считается площадь Тахрир — Освобождения, на которую выходят улицы Рашид, Саа-дун и Джумхурия, проложенная на месте старого квартала и только начинающая застраиваться новыми современными домами. На всех важнейших перекрестках столицы устроены разворотные круги, которые иракцы называют звучным словом филька. Филька на площади Тахрир — самая большая в городе. На ней уместились бассейн и трибуна, перед которой в национальный праздник — День революции проходили парады войск и народные демонстрации. Потоки машин движутся в три-четыре ряда против часовой стрелки, ловко перестраиваясь на ходу в нужном направлении. За все время пребывания в Ираке мне ни разу не приходилось видеть, чтобы машины столкнулись у разворотного круга. Багдадские шоферы, небрежно выставив в открытое окно левую руку, виртуозно маневрируют среди огромного скопления машин. У фильки разбит Парк Наций. Его широкий вход увенчан поперечной стелой с бронзовыми барельефами, исполненными по эскизам известного иракского художника Джавада Салима. Сгорбленный в смертельных муках человек, сидящий за решеткой темницы патриот и оплакивающие их женщины символизируют Ирак до Июльской революции 1958 года. Революцию олицетворяет солдат, ломающий решетки ненавистной темницы, над которой восходит солнце свободы. Последняя часть этого своеобразного триптиха — улыбающийся рабочий с молотом в руке, мать и дети со стеблями растений символизируют мирную жизнь.
| |||||||||
|