Считается, что во время ирано-иракской войны погибло 350 тысяч иранцев. Это - по официальным данным. А по неофициальным - около миллиона. Человечество крайне плохо учится на уроках истории. Туристов в этом мрачном месте почти не бывает.
Экскурсионные автобусы подвозят их прямо к надгробному памятнику Омару Хайяму (около 1040-1123 годы), вошедшему в историю как поэт веселья и вина. Первоначально над могилой Хайяма было устроено скромное надгробие. Во время монгольского нашествия оно было полностью разрушено. Восстанавливать его начали в эпоху Тимуридов (1380-1502), а закончили при Сефевидах (1502-1722). Нынешний мемориал представляет собой нечто вроде грота, выложенного цветными плитками из фаянса. Этот памятник был сооружен в 1934 году все той же семьей Пехлеви. Шахский двор старался не отставать от Европы, а там как раз в это время возникла мода на озорные и мудрые четверостишия иранского поэта. Последний раз памятник реставрировали в 1962-65 годах. Творчество Омара Хайяма парадоксально. Его символ веры воплощен в стихах: "С той, чей стан кипарис, а уста - словно лал, В сад любви удались и наполни бокал". А как же исламский пуританизм с его строгим запретом винопития? Местный ходжатольэслам (религиозный сан в Иране) доказывает, что в стихах Хайяма речь идет не о натуральном вине, а о мистическом. Поэтому ничего оскорбительного для мусульманина в его поэзии нет. Точно такое же толкование творчества лукавого поэта попытались навязать читателям и десять столетий назад. Но не слишком преуспели. Интересно, согласился бы поэт с таким взглядом? Осудил бы сам себя за отклонение от "генеральной линии"? Позволю себе такое фантастическое допущение: Омар Хайям пошел на компромисс подобно Галилею, но остался при своем мнении. И тогда из-под его пера могли бы выйти примерно такие строки: "Не пей, но так живи, как если б жил, когда бы пил!" Шутка.