![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Индия: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Индия: страна, где сбываются мечты Яма, нияма, асана, пранаяма* Родина слонов. Индия Как выжить в Гоа новичку? Заметки параноика Чего не стоит делать в Индии Туристический рай на Гоа Традиционный индийский наряд невесты Магия и величие Гималаев Ченнай-Мадрас Столица княжества Хайдерабад Ворота провинции Раджастан Сариска Чудесные Раджастанские заповедники Музей раджи Келкара Пондичери |
Первоматерия складывается из трёх "качеств" (гуна, guna), образующих все процессы динамических сил. Гуны взаимозависимы и взаимно противоположны друг другу. Три гуны — это разумность (саттва), активность (раджас) и косность (тамас). Саттва является причиной всего утончённого и светлого, раджас — всего активного, тамас — всего грубого и тяжёлого. Когда три гуны взаимно уравновешены, ничего не происходит. Когда их равновесие нарушается из-за будоражащего присутствие пуруши (духа), начинается развёртывание. Это развёртывание представляет собой лишь трансформацию (паринама, parinama) исконной первоматерии, а не новое её творение. Может иметь место как развёртывание, так и периодическое возвращение Вселенной назад, в лоно первоматерии. По мысли Ишваракришны, сначала из первоматерии развивается махат (mahat), то есть интеллект, семя мира. В свою очередь интеллект даёт начало аханкаре (ahankara), то есть осознанию своего "я". Затем развёртывание расходится на психоментальную и физическую ветви. Психоментальная ветвь характеризуется преобладанием саттвы, а физическая ветвь — преобладанием тамаса. Раджас осуществляет динамическое взаимодействие между производными этого развёртывания саттвы и тамаса. Психоментальными производными являются ум (манас, manas), пять органов чувств (обоняние, вкус, цвет, осязание и слух) и пять моторных функций (речь, "работа", ходьба, испражнение и размножение, соответствующие голосу, рукам, ногам, анусу и гениталиям). Производными физического развёртывания являются тонкие элементы (танмантра, tanmantra), то есть основы обоняния, вкуса, цвета, осязания и слуха. Из этих тонких элементов развиваются великие элементы (махабхута, mahabhuta), то есть земля, вода, огонь, воздух и эфир. Всё в физической и психоментальной вселенных возникает из этих начал. Затем происходит и вторичное развёртывание, создающее каждого человека во Вселенной. Итак, Ишваракришна перечисляет двадцать четыре начала реальности. В прцессе развёртывания первоматерии присутствуюет только первоматерия; аханкара и тонкие элементы выступают и как участники этого процесса, и как его порождение; ум, органы чувств, моторные функции и великие элементы являются лишь производными этого процесса. Дух, двадцать пятое начало, не развивается сам и не является производным; он никак не связан с превоматерией. Итак, из первоматерии разворачивается как физический, так и психоментальный мир. Полюсы такой универсальной философской проблемы, как соотношение души и тела, в санкхье Ишваракришны рассматриваются совершенно иначе, чем в большинстве западных философских систем. Главное отличие заключается в концепции духа.
Перепубликация с www.bharatiya.ru
| |||||||||
|