![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Гана: ![]() ![]() ![]() Демографиия Ганы Религия Ганы Традиционное общество Ганы Познавайте новое в Гане Республика Гана - государство в Западной Африке Самый обаятельный отель Кумаси Западная область Ганы Фестивали и праздники в Гане Природные особенности Ганы Жители и культура Ганы Распределение населения в Гане Культура Ганы Гана - крупнейший в мире производитель какао-бобов Сельское хозяйство Ганы Сельские предприятия в современной Гане |
В этот день мавзолей первого президента, сына народности нзима, обязательно посещают школьники. Мы тоже зашли отдать дань уважения этому неординарному даже по африканским меркам руководителю. Противоречивая фигура новейшей истории Ганы родилась в семье ремесленника. Нкрума Френсис Нвиа Кофи Кваме или просто Кваме Нкрума учился в католической школе и педагогическом колледже Аккры. Работал учителем. Тяжелая жизнь заставила его переехать в США, где молодой человек окончил два университета, стал бакалавром экономики, социологии, богословия, магистром педагогики и философии. В Англии он закончил Лондонский университет, где нахватался марксистских идей. Несмотря на блестящие перспективы, неутомимый Нкрума переехал в Гану, тогда еще Золотой Берег. Здесь он создал свою партию и встал в авангарде освободительной борьбы. Подрывная деятельность Квамы была оценена англичанами годом тюремного заключения. Выйдя из застенков, черный марксист с удвоенной энергией воплощал в жизнь свои марксистские идеи. После провозглашения независимости Нкрума стал премьер-министром и провел ряд удачных преобразований. Но тут началось роковое сближение Ганы с Советским Союзом. В 1964 г. Нкруму словно подменили. Он ввел однопартийную систему, объявил себя генсеком и пожизненным президентом. Военным это не понравилось. Когда руководитель гостил в Пекине, они совершили переворот. Свергнутый Нкрума вернулся в соседнюю Гвинею, где стал сопрезидентом тамошнего диктатора-коммуниста, потому что не править уже не мог. В изгнании товарищ Кваме писал памфлеты, статьи, книги антиимпериалистической направленности. В 1972 г. друг Чаушеско умер в Бухаресте от рака. Со временем его останки были перевезены на родину. Все плохое, связанное с именем первого президента, ганцы, кажется, забыли. И сегодня Нкрума для всех прямо-таки национальный герой, символ борьбы и освобождения. После правления Нкрумы Гана пережила многочисленные перевороты. В феврале 66-го страна попала в руки очередного диктатора, правда, не марксистского. Лейтенант ВВС Джерри Джон Роллингс правил в Гане, единолично распоряжаясь ее национальными богатствами. В 1992 г. он разрешил провести выборы, которые сам же успешно и выиграл. Оппозиция утверждала, что лейтенант запугивал избирателей и подтасовывал результаты. Но кроме самой оппозиции это никого не волновало. Поразительно, но на очередных выборах 2001 г. диктатор уступил место Джону Куфу из Патриотической партии. Многих удивило, что Джерри Ролингс не стал устраивать новых военных переворотов, а спокойно передал свои полномочия. После его ухода по Гане поползли слухи о коррупции и финансовых злоупотреблениях "железного" Джерри. Теперь экс-президент под следствием и не может покинуть пределы страны.
После этого руководители страны разъезжаются отмечать общенациональный праздник в кругу друзей и близких. Представители разных родов войск не всегда организованно расходятся по казармам, а приглашенные передовики отправляются домой, в дальние селения. Ребятишки накануне торжеств соревнуются в силе и ловкости. Состязания для них организуют школьные учителя физкультуры. Победить на таких соревнованиях, да еще в День Независимости - особая честь. Надо заметить, что страна получила свободу раньше других благодаря поголовной грамотности населения, которое не желало мириться со своим угнетенным положением. Но систему образования в Гане создали сами колонизаторы, прежде всего англичане. Они обязали родителей отправлять детей в форты, где открывались школы. С колониальных времен сохранилась традиция ходить в форме, наподобие той, какую и сегодня носят ученики британских школ.
| |||||||||
|