![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Грузия: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Сухишвили: танец, пьянящий, как вино Характерные черты Джвари (Монастырь Святого Креста) Монастырь Иоанна Зедазнийского Мистическая страна В краю солнечной Аджарии Все четыре времени года в одной стране Древнейшие ценности Отдохните в Грузии Кахетия и Алазанская долина И сладкозвучный соловей пел детям песню из кустов Курорт "Саирме" Бальнео-климатический курорт Шови Цхалтубо Уреки |
К сожалению, нам не покажут "Листопад", "Пастораль" и другие ранние шедевры выдающегося грузинского режиссера, но и три "французские" его картины доставят немало радости благодарным зрителям. Открывает мини-ретроспективу комедия-притча "Фавориты луны" ("Культура", 2 февраля, 23.55. Франция - Италия - СССР, 1984. В ролях: Катя Рупэ, Алекс де Монтегю, Франсуа Мишель, Жан-Пьер Бовиала, Паскаль Обье, Кристиан Бэйли). Первый зарубежный фильм Иоселиани получился одновременно и грузинский, и французский, и непонятно, чего в нем больше. Его название позаимствовано у Шекспира. В "Генрихе IV" Фальстаф, обращаясь к своему собутыльнику, говорит: "Когда ты станешь королем, смотри не позволяй чтобы нас, ночную гвардию, обзывали дневными грабителями. Пусть нас зовут лесничими Дианы, рыцарями мрака, фаворитами Луны". Действие развивается в трех временных пластах. В XVIII веке гончарных дел мастер из сырой глины создает уникальный чайный сервиз. В XIX веке художник пишет портрет молодой женщины. В конце прошлого века история сервиза и картины подходит к концу. Сервиз после каждого аукциона все убывает и убывает, а картину раз за разом воруют, варварски вырезая холст из рамы, так что в конце концов от нее остается лишь маленький кусок холста. Таким образом, режиссер выражает суетность и бренность жизни людей, которые не умеют ценить прекрасное. Сложный, ассоциативный язык грузинского режиссера оказался непонятен европейскому зрителю, а вот профессионалам он пришелся по вкусу, о чем говорят Большой специальный приз жюри Венецианского МКФ и целый ряд наград рангом пониже. Одновременно смешная и забавная, ироничная, грустная и даже трагическая экзистенциальная притча "И стал свет" ("Культура", 3 февраля, 23.55. Франция - ФРГ - Италия, 1989. В ролях: Сигалон Санья, Сали Баджи, Бинта Сиссе, Мари-Кристин Даяме, Фату Сайди) переносит нас в экзотичную туземную африканскую деревушку. Жизненный уклад ее обитателей, живущих удивительно дружной и насыщенной жизнью, мутирует под натиском новых технологий. Племя с равной смекалкой приспосабливает для своих нужд и дары цивилизации, и ее отбросы. Но со временем вещи меняют отношения между людьми... Сюжета как такового нет, нет и членораздельной человеческой речи: на экране сама жизнь, но она художественно так организована, что представляет собой глубокие философские размышления о смысле всего сущего.
Действие происходит в старинной французской усадьбе в наши дни. Эта усадьба и является главной героиней фильма, вокруг которой развиваются основные события. Умирает старая хозяйка замка. Исчезает прежняя привычная жизнь, опустошается будущее. Но даже в необратимых утратах есть своя гармония, печальная красота и, может быть, высший смысл. Усадьба перейдет в наследство московской барышне, которая, прилетев во Францию, с легкостью от нее избавится. И тут же появятся новые владельцы особняка: обнесут его новым забором, поставят добротные ворота с автоматическим замком, приладят свой герб... Это третий полнометражный фильм Отара Иоселиани, снятый во Франции, - опять поэтичный, с глубоким философским подтекстом, в нем вновь отчетливо просматриваются вечные иоселианевские темы, своеобразный и тонкий юмор выдающегося режиссера, его ностальгия об ушедшем добром старом времени. Геннадий Белостоцкий. 4 февраля 2009 года
Перепубликация с georgia.iliko.ru
| |||||||||
|