![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Беларусь: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Чудеса Белорусии Сельский туризм Происхождение названий белорусских селений Традиции и обряды Беларуси Белорусская кухня Парк отдыха «Dreamland» Современный Могилев Чудо-музеи Туристические обходы Славянский базар в Витебске Своеобразиие Беларуси Гомельский государственный цирк Культурная жизнь Минска Витебские зарисовки Монументальный комплекс "Хатынь" |
Итак, наиболее ценный результат конкурса — концепция единой целостной среды исторического центра Минска, его параметров и масштаба (Минскпроект) и концепция целостности ландшафтного пространства (БелНИИПградостроительства). Исторический центр Минска — это прежде всего среда, пространство, место в философско-сакральном его понимании, где осязаемое и духовное ощущаются в единстве. Несомненно, из всех проектов будет взято лучшее. Ясно одно, что следует максимально точно и корректно зафиксировать каждый историко-культурный объект и создать для него условия восприятия, сохранить целостные и фрагментарные ансамбли (улицы, фрагменты дворов), их масштаб, локальную пространственную среду. Весьма ответственно следует относиться к воссозданию архитектуры. Клонированные сооружения никогда не станут равноценными подлинным. Массовая реставрация в разрушенных европейских городах после Второй мировой войны материально и духовно обусловливалась живым ощущением недавно утраченного, это была своего рода реанимация, заживление ран.
Исторический центр Минска следует реконструировать как ядро, органично сочетающееся с пространством города в целом. Это значит, что природно-ландшафтные и историко-культурные объекты и ансамбли на различных радиусах от центра должны сохраниться на тех же принципах и быть с ним идейно связанными. Это и кольцо утопающих в тени садов деревянных предместий, и Лошица, и речки, и ручьи микрорайонов, естественный ландшафт, сельская среда в кулисах спальных районов. Неоднозначное ощущение вызывают у нас современные постмодернистские сооружения, отличающиеся остротою форм, цвета. Характерна ли такая скандальная экспрессия нашему мировосприятию? Приходилось слышать мнение минчан, отраженное в словах, что все это — “под готику”. В историческом колорите западноевропейского города пестрота закономерна. В наших городах издревле выделялись спокойные световые тона: белизна храмов, пастельные оттенки фасадов, уравновешенная форма крыш. Последствия появления болезненных пятен на лике города уже известны по опыту Москвы. Это еще один урок, которому нас учит судьба исторического центра и некогда нанесенные ему шрамы. Проблема сохранения исторического центра Минска — это проблема развития национальных традиций: жить в гармонии и согласии со средой, бережно хранить окружающее, видеть и ощущать, сохранять присутствие природы и ландшафта, сохранять “демократичность”, соотносимость и соподчиненность исторического и современного, оправданность в воссоздании. В этом — нравственный смысл нашего отношения к историческому центру столицы. Александр Локотко
Перепубликация с minsk-old-new.com
| |||||||||
|