Боливия
Боливия
Судан
Судан
Россия
Россия
Камбоджа
Камбоджа
Тайвань
Тайвань
Вануату
Вануату
Свазиленд
Свазиленд
Сомали
Сомали
Латвия
Латвия
Ирландия
Ирландия
Грузия
Грузия
Исландия
Исландия
Бурунди
Бурунди
Гуам
Гуам

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Беларусь:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Чудеса Белорусии

Сельский туризм

Происхождение названий белорусских селений

Традиции и обряды Беларуси

Белорусская кухня

Парк отдыха «Dreamland»

Современный Могилев

Чудо-музеи

Туристические обходы

Славянский базар в Витебске

Своеобразиие Беларуси

Гомельский государственный цирк

Культурная жизнь Минска

Витебские зарисовки

Монументальный комплекс "Хатынь"


Беларусь - Исторический центр: между реальностью и образом

Исторический центр: между реальностью и образом

  

Подраздел: Cтатьи о Беларуси | Беларусь
Страницы: 123
В проекте четко читается единая пешеходная зона: парк Я. Купалы — Большой театр (Троицкая гора), ул. Торговая, Коммунальная набережная (Троицкое предместье), Верхний город, Замчище, (Раковское предместье). Воспринимаются открытые пространства, ландшафтные рекреации. Авторы не увлекаются воссозданием исторических форм, и это не загромождает пространство, сохраняются ценность среды, обозримость, масштаб. К недостаткам можно, пожалуй, отнести модернизацию некоторых сооружений (здание Белпроекта, лодочный павильон).

Итак, наиболее ценный результат конкурса — концепция единой целостной среды исторического центра Минска, его параметров и масштаба (Минскпроект) и концепция целостности ландшафтного пространства (БелНИИПградостроительства). Исторический центр Минска — это прежде всего среда, пространство, место в философско-сакральном его понимании, где осязаемое и духовное ощущаются в единстве.

Несомненно, из всех проектов будет взято лучшее. Ясно одно, что следует максимально точно и корректно зафиксировать каждый историко-культурный объект и создать для него условия восприятия, сохранить целостные и фрагментарные ансамбли (улицы, фрагменты дворов), их масштаб, локальную пространственную среду.

Весьма ответственно следует относиться к воссозданию архитектуры. Клонированные сооружения никогда не станут равноценными подлинным. Массовая реставрация в разрушенных европейских городах после Второй мировой войны материально и духовно обусловливалась живым ощущением недавно утраченного, это была своего рода реанимация, заживление ран.

Исторический центр МинскаКрайне нежелательно сооружение новых или реконструкция существующих современных объектов, крупномасштабных, агрессивных, эгоистичных, разрывающих объемом, массой, цветом среду. Еще раз отметим, что пространство, масштаб, ландшафт — важные отличительные черты восточнославянского градостроительного искусства.

Исторический центр Минска следует реконструировать как ядро, органично сочетающееся с пространством города в целом. Это значит, что природно-ландшафтные и историко-культурные объекты и ансамбли на различных радиусах от центра должны сохраниться на тех же принципах и быть с ним идейно связанными. Это и кольцо утопающих в тени садов деревянных предместий, и Лошица, и речки, и ручьи микрорайонов, естественный ландшафт, сельская среда в кулисах спальных районов.

Неоднозначное ощущение вызывают у нас современные постмодернистские сооружения, отличающиеся остротою форм, цвета. Характерна ли такая скандальная экспрессия нашему мировосприятию? Приходилось слышать мнение минчан, отраженное в словах, что все это — “под готику”. В историческом колорите западноевропейского города пестрота закономерна. В наших городах издревле выделялись спокойные световые тона: белизна храмов, пастельные оттенки фасадов, уравновешенная форма крыш. Последствия появления болезненных пятен на лике города уже известны по опыту Москвы. Это еще один урок, которому нас учит судьба исторического центра и некогда нанесенные ему шрамы.

Проблема сохранения исторического центра Минска — это проблема развития национальных традиций: жить в гармонии и согласии со средой, бережно хранить окружающее, видеть и ощущать, сохранять присутствие природы и ландшафта, сохранять “демократичность”, соотносимость и соподчиненность исторического и современного, оправданность в воссоздании. В этом — нравственный смысл нашего отношения к историческому центру столицы.

Александр Локотко

 Страницы: 123

Перепубликация с minsk-old-new.com


С этой статьей о Беларуси также читали:

  «Дудутки» музей старинных народных промыслов и технологий

  Туризм в Беларуси

  Помогут ли санкции Беларуси?

  Удивительное рядом

  Город-Солнце, Город-Сон

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU