Намибия
Намибия
Марокко
Марокко
Филиппины
Филиппины
Монако
Монако
Кипр
Кипр
Аргентина
Аргентина
Беларусь
Беларусь
Мартиника
Мартиника
Танзания
Танзания
Никарагуа
Никарагуа
Габон
Габон
Сирия
Сирия
Сомали
Сомали
Палестина
Палестина

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Беларусь:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Чудеса Белорусии

Сельский туризм

Происхождение названий белорусских селений

Традиции и обряды Беларуси

Белорусская кухня

Парк отдыха «Dreamland»

Современный Могилев

Чудо-музеи

Туристические обходы

Славянский базар в Витебске

Своеобразиие Беларуси

Гомельский государственный цирк

Культурная жизнь Минска

Витебские зарисовки

Монументальный комплекс "Хатынь"


Беларусь - Исторический центр: между реальностью и образом

Исторический центр: между реальностью и образом

  

Подраздел: Cтатьи о Беларуси | Беларусь
Страницы: 123
, строятся промышленные предприятия и инфраструктура железной дороги. А за ними — новое кольцо деревянных предместий, утопающих в садах: Грушевское, Добрые Мысли, Уборки, Серебрянка, Кошары, Комаровка… Начало им дают и пригородные деревни. Поэтика городских улиц наполняется такими названиями, как Полевая, Луговая, Полесская, Грушевская, Вишневая, Садовая, Летняя, Осенняя… “Звучит” архитектурный фольклор. С Минском происходит то, что и со многими городами Европы ХІХ в.: промышленные кольца чередуются с жилыми.

Ну а центр города? Формируется новая ось (Захарьевская), оставляя в стороне оба исторических ядра (Нижний и Верхний город). Административные, конторские, торговые, гостиничные и доходные дома, вокзалы, предприятия одеваются в архитектурные одежды эклектики, а позже модерна. И здесь сказалось ставшее традиционным соприкосновение западных (готических) и восточных (русско-византийских) корней. Практически во всей европейской эклектике ХІХ в. лежали готические корни: вертикальный (викторианский) стиль, французская готика, староголландский стиль, церкви в готическом стиле в Германии, стиль “викинг” и др. Эклектика в России имела свою национальную окраску. Национальные вкусы читались и в модерне. Стилевой синтез в архитектуре Минска ХІХ — начала ХХ в. весьма ценен с точки зрения понимания эволюции архитектуры на стыке двух культур.

В 20 — 40-е годы ХХ в. архитектура столицы Беларуси искала социалистические образы в формах конструктивизма. Главная ось города обрела акценты: Дом Правительства и корпуса БГУ, Дом офицеров и библиотека, Большой театр, здание партийных курсов, Академия наук и Дом печати.

Классицизм (или ампир) 1950-х годов, новые монументальные сооружения дали городу уникальные ансамбли, по словам иностранных гостей, “…достойные Персье и Фонтена”. В 1970-е годы появляется свой “новый Арбат” — проспект Машерова, в конце 1980-х — 1990-е годы — Троицкое предместье; начинается “эпоха реставрации”.

Тем не менее в ХХ в. город не утратил ощущения своих исконных древних корней, фольклорно-этнографических образов. Сохранилось зеленое кольцо деревянных предместий. В массивах крупных жилых районов — древние курганы, островки деревень (Лошица, Корзюка, Затишье, Смоговка, Малявки, Дворище, Серебрянка, Слобода и др.). На большей части “городского” течения сохранился береговой ландшафт Свислочи, поймы Лошицы, Слепянки, Цны.

Район Большая СлепянкаКакая связь между данным историческим экскурсом и конкурсом проектов воссоздания исторического центра Минска?

Напомним основные задачи, которые архитекторам необходимо было решить по условиям конкурса:

Представленные на конкурс проекты выполнены коллективами Белпроекта, БелНИИПградостроительства, Минскпроекта и Минскгражданпроекта.

При этом каждый проект оригинален в конкретных способах решения общих проблем.

Наиболее решительно берутся за дело архитекторы Белпроекта (руководитель авторского коллектива А. Шабалин): виадук над Замчищем, реконструкция части застройки проспекта Машерова и создание единого пространства: пл. Свободы – Замчище – Раковское предместье. Территория Замчища застраивается малоэтажными домами, воссоздающими направления древних улиц.

Близким по идее является вариант Минскгражданпроекта (руководитель авторского коллектива Ю. Кустов). Вместо виадука предлагается объезд Замчища со сносом части застройки проспекта Машерова. Но при этом Замчище и Раковское предместье разделены кулисами. Воспринимается единое пространство: Верхний город — Замчище. И в данном проекте предлагается активная реконструкция имитируемой исторической застройки, воссоздание валов, башен, организация археологической экспозиции, а также модернизация здания Белпромпроекта, создание пассажа по ул. Революционной, реконструкция выставочного центра, создание панорамы с видом на Пищаловский замок.

Концепция Минскпроекта (руководитель авторского коллектива Д. Бубновский) отличается наиболее целостным видением пространства исторического центра: Троицкое предместье — Верхний город — ул. Революционная и Немига — Раковское — Замчище. Проект отличается детальностью, конкретностью решений локальных пространств (ул. Торговая, связь пл. Свободы и Немиги, Немиги и Раковской). И здесь присутствует воссоздание исторических форм Замчища.

Наконец, единственный проект, в котором основным объектом выступает историко-культурный ландшафт, — проект БелНИИПградостроительства (руководитель авторского коллектива Л. Смирнова). Пространство исторического города — это пространство от Большого театра до ул. Республиканской.

 Страницы: 123

С этой статьей о Беларуси также читали:

  Город мертвых в городе живых

  Беларусский дед всех "замочит"

  Пиротехники готовятся к первому в Беларуси фестивалю фейерверков

  Ботанический сад

  Брестская область

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU