|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Йемен: О стране Гостиницы и отели Все статьи Страна с богатейшей историей История кофе в Йемене Основные мысли о Йемене Йемен - настоящая экзотика Мифы о Йемене Жемчужина Востока или калейдоскоп по Йеменски Архитектурные памятники и своеобразие страны На месте древних государств Жить на нем легко и просто Йемен: кто кого? Йеменская авантюра Обамы направлена против Китая Фотосоветы Вопросы безопасности Йемен за две недели Иcтория Йемена |
Мечеть Аль-Аббаса это пример долголетия традиций и архитектурных достижений одной из древнейших цивилизаций. Мечеть построена более 800 лет назад на месте доисламской гробницы или храма, находящегося здесь c древнейших времён. Кубическая форма постройки также имеет древние корни, такие же, как и Кааба в Мекке. Местное население, как и прежде, продолжает чтить мечеть, имеющую для них особую значимость. Расположена она в высокогорном Йемене в 40 км [на юго-восток] от Саны недалеко от поселения Аль-Аснаф. Мечеть Аль-Аббаса датируется последними годами династии Сулайхидов, правящей Йеменом в 1046-1137гг.. В интерьере присутствует надпись, согласно которой здание было построено в месяц Дху аль-Хиджры [ декабрь-январь] 519 года Хиджры (декабрь 1125-январь1126 по Григорианскому календарю), а основателем был Султан Мусса бин Мухаммед Аль-Фитти. Упоминается и имя строителя (или архитектора) мечети – Мухаммед ибн Абул-Фатх ибн Ахраб. Но фактически она носит имя малоизвестного Аббаса, святого, который верил в святость этого места. Древние останки вокруг мечети датируются 2 веком нашей эры, подтверждая наличие священного здания ещё в доисламское время. Эта мечеть используется местным населением не только как дом молитвы, но и как место, где, как и в древние времена, решаются межплеменные споры и проблемы. И где местные женщины делают подношения, оставляя их на могиле Аббаса. Находясь на высоте 2350 м на гористом вулканическом плато, мечеть в какой-то степени изолирована, но возвышается над долинами и горами и видна из нескольких близлежащих деревень. Ближе всего на расстоянии 2 км – поселение Аснав. Как и у большинства зданий этой местности, нижняя часть стен мечети выполнена из отесанных камней, верхняя же – из необожжённого кирпича. Преимущественно квадратная в плане, она имеет плоскую крышу, подчеркивающую основную свою форму. Внутри шесть колонн. Четыре, выполненные из камня, относятся к доисламским временам, а две - из кирпича. Три колонны имеют древние капители. Колонны делят интерьер на четыре части, ведущие к стене с михрабом. Но главной архитектурной особенностью является искусно выполненный кессонный потолок, который контрастирует с экстерьером. Большая часть потолка сохранилась со времен создания, тем самым, демонстрируя великолепный образец художественного стиля, расцвет которого в Йемене приходится на начало XII века, и является важным историческим звеном. 22 потолочных кессона покрыты замысловатой декоративной резьбой, позолоченной и расписанной темперой по деревянной основе. 80 различных геометрических и растительных мотивов, которые покрывают потолок, характерны для этой местности, но и демонстрируют влияние Сасанидов, Фатимидов и Газневидов. Число выступов в каждом кессоне возрастает по мере приближения к михрабу. И кессон, расположенный непосредственно перед михрабом, имеет 7 выступов, символизируя 7 ступеней рая. И как продолжение - расписной фриз вокруг михраба. Декоративный ансамбль потолка продолжает трехполосный фриз по периметру верха стены.В 1980-е потолок начал трухлеть и деформироваться. И количество молящихся там сократилось. В 1985 году Государственная организация древностей, музеев и древних рукописей при Правительстве ЙР обратилась к Французскому центру изучения Йемена в Сане с просьбой помочь в сохранении потолка. Чтобы осуществить реставрацию, потолок был демонтирован и доставлен в Национальный музей Саны, где была утверждена рабочая группа по восстановлению. В 1987 Французский центр связался с археологом и реставратором Марилен Баррет, чтобы осуществить реставрацию потолка, длившуюся 3 года. Долгий и трудоёмкий процесс очистки декоративных потолочных панелей производился ватными тампонами с растворителем. Но предварительно росписи были укреплены разбавленной смолой. Необходимость сохранить исторический вид потолка была доминирующей, и, если оригинальный рисунок был утерян, это место так и оставляли, как есть [не дорисовывая]. Если новые панели и использовались, то не покрывались орнаментом или тонировались с одной или с двух сторон акварелью, оставляя центральную часть без рисунка. Некоторые элементы отделки были оставлены без изменения. Таким образом, видна разница между «было» и «стало». И новые акварельные орнаменты химически влагоустойчивы. Когда новая панель является вставкой, то разрисовка и золочение горизонтальных элементов имеет эффект под названием tromple-l’oeil [«обманка»].
| |||||||||
|