Нигерия
Нигерия
Перу
Перу
Киргизия
Киргизия
Ангилья
Ангилья
Мартиника
Мартиника
Уругвай
Уругвай
Сальвадор
Сальвадор
Бразилия
Бразилия
Руанда
Руанда
Эритрея
Эритрея
Япония
Япония
Мьянма
Мьянма
Чад
Чад
Эфиопия
Эфиопия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Россия:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Зимний отдых в Карелии

Путешествие к Байкалу

Сергий Радонежский (Радонежский Варфоломей Кириллович)

Федор Шаляпин. Две жены, девять детей и миллионы поклониц

Вера Холодная. Прекрасный призрак

Леонид Филатов устроил Парнас в центре Москвы

Галина Уланова. Неприступная королева танца

Мстислав Ростропович. Человек таланта и добродетели

Любовь Орлова. Секс-символ советской эпохи

Николай Миклухо-Маклай. Человек с Луны

Муслим Магомаев. Всенародный маэстро

Игорь Крутой. "Звездный" композитор

Алла Пугачева. Мои года - моё богатство...

Георгий Вицин, или как Трус победил Гамлета

Булат Окуджава . Дворянин арбатского двора


Россия - Храм Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя в Москве

  

Подраздел: Cтатьи о России | Россия
Страницы: 123

Храм Христа Спасителя в МосквеЗамысел строительства грандиозного храма, посвященного победе русского народа в Отечественной войне 1812 года, родился еще в те дни, когда последние французские солдаты покидали пределы России. Но только спустя пять лет, 12 октября 1817 года, на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя. По замыслу автора первого проекта храма, архитектора А.Л. Витберга, храм, расположенный в самом высоком месте Москвы, должен был быть виден из любой точки города.

Проект храма Христа Спасителя предусматривал возведение на Воробьевых горах монументального ансамбля, выдержанного в строгих, несколько тяжеловесных формах ампира. Ансамбль, кроме собственно храма, включал в себя гигантские колоннады, спуски к Москва-реке, каменную набережную.

Но осуществление грандиозного замысла оказалось невозможным - почва на склонах Воробьевых гор "плыла", грозя оползнями из-за близости грунтовых вод. Кроме того, Витберг оказался слишком плохим руководителем работ, строительство неоправданно затянулось, и вскоре специальная комиссия вынуждена была констатировать многочисленные злоупотребления на строительстве храма. Витберг фактически был обвинен в казнокрадстве, его имущество было конфисковано, а сам он был сослан в Вятку.

Строительство храма на долгие годы прервалось. К тому времени в архитектуре уже появились новые веяния. Эпоха классицизма уходила. В 1834 году главный архитектор Москвы М.Д. Быковский прочел на торжественном акте в Архитектурном училище "Речь о неосновательности мнения, что Архитектура Греческая, или Греко-Римская может быть всеобщею и что красота архитектуры основывается на пяти основных чиноположениях" - по существу, это был манифест против абсолютизации классицизма. Возникновение романтического направления в русской архитектуре на рубеже ХVIII-ХIХ веков объяснялось вначале простым подражанием вкусам Западной Европы. Русские архитекторы все чаще стали строить "в готическом вкусе" (к этому направлению, например, относятся постройки Ивановского монастыря в Москве), но затем это увлечение переросло в попытку создать "русский стиль". Первые шаги в этом направлении сделал еще М.Ф. Казаков, который, по словам С.В. Хачатурова, обращался к древнерусскому наследию еще чисто "фасадически". "Но его ученики (И. Еготов, А. Бакарев, И. Мироновский) в своих проектах реставрации послепожарного Кремля сознательно пытались использовать древнерусские формы для создания эмоционально целостной среды средневекового города, его гения места. Так зарождаются идеи "русского стиля", открыто заявившие о себе в эпоху историзма" (С.В. Хачатуров. "Готический вкус" в русской художественной культуре XVIII века. М., 1999).

Фотография Старой Москвы. Вид на Храм Христа СпасителяИдеи "русского стиля" подхватил и попытался воплотить в жизнь архитектор К.А. Тон. Многие его сооружения, включая храм Христа Спасителя, являются "фасадической" попыткой "одеть" формы классицизма в древнерусском стиле. Это направление получило в архитектуре наименование "эклектики" (подлинно русский стиль появился только на рубеже Х1Х-ХХ веков, и у его истоков стоял архитектор А.М. Горностаев, много строивший на Валааме). Непонятно почему, но слово "эклектика" долгое время было "плохим", ругательным, хотя оно всего-навсего означает свободу выбора художественных средств.

Константин Андреевич Тон родился в Петербурге 26 октября 1794 года (по другим сведениям - 10 ноября 1793 года) в семье немца - владельца ювелирной лавки. В 1815 году он окончил с золотой медалью Академию художеств. Осенью 1819 года Тон уехал в Италию, где за проект реставрации дворца цезарей на Палатинском холме в Риме был удостоен звания академика Римской археологической академии. В 1828 году Тон стал академиком Петербургской академии художеств.

К.А. Тон был большим мастером архитектуры и незаурядным инженером, мастером создания крупных архитектурных комплексов, некоторые из которых (Вознесенский собор в Ельце) являются шедеврами русской архитектуры 19-го столетия. К.А. Тон осуществил коренную реконструкцию Большого Кремлевского дворца, построил ряд храмов в Петербурге, Новгороде, Воронеже, Саратове, Царском Селе, Свеаборге. По его проекту были сооружены здания всех станций Николаевской железной дороги. Тон много работал в стиле классицизма, но постепенно все большее место в его творчестве стали занимать постройки в "русском" стиле.

 Страницы: 123

С этой статьей о России также читали:

  Отечественная война 1812 г.

  Князь Игорь.Игорь Рюрикович

  История Мурома

  Неудержимый Абдулов

  Мавзолей Ленина

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU