Маврикий
Маврикий
Бельгия
Бельгия
Либерия
Либерия
Ангилья
Ангилья
Ангола
Ангола
Монако
Монако
Гуам
Гуам
Ливия
Ливия
Эстония
Эстония
Эфиопия
Эфиопия
Перу
Перу
Франция
Франция
Гамбия
Гамбия
Норвегия
Норвегия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Россия:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Зимний отдых в Карелии

Путешествие к Байкалу

Сергий Радонежский (Радонежский Варфоломей Кириллович)

Федор Шаляпин. Две жены, девять детей и миллионы поклониц

Вера Холодная. Прекрасный призрак

Леонид Филатов устроил Парнас в центре Москвы

Галина Уланова. Неприступная королева танца

Мстислав Ростропович. Человек таланта и добродетели

Любовь Орлова. Секс-символ советской эпохи

Николай Миклухо-Маклай. Человек с Луны

Муслим Магомаев. Всенародный маэстро

Игорь Крутой. "Звездный" композитор

Алла Пугачева. Мои года - моё богатство...

Георгий Вицин, или как Трус победил Гамлета

Булат Окуджава . Дворянин арбатского двора


Россия - Николай Миклухо-Маклай. Человек с Луны

Николай Миклухо-Маклай. Человек с Луны

  

Подраздел: Cтатьи о России | Россия
Страницы: 123
» - вспоминал позже ученый.

 Миклухо–Маклай среди папуасов Новой ГвинеиПовелитель природы. Вскоре Николай Николаевич стал входить в хижины туземцев, лечил их, беседовал (местный язык освоил очень быстро), давал полезные советы. Он всюду стал желанным гостем, что давало ему возможность вести различные этнографические и антропологические наблюдения. Впрочем, его жизнь не ограничивалась только научными исследованиями. «Утром я зоолог-естествоиспытатель; затем, если люди больны, повар, врач, аптекарь, маляр и даже прачка. Одним словом, на все руки, и всем рукам дела много», - отмечал он в своем дневнике. Между собой аборигены называли его «Тамо-рус» - «русский человек». Тогда же по побережью пошел слух, что гость прилетел к ним с Луны. Отсюда его второе прозвище «Караан-тамо» -«человек с Луны».

Чем лучше узнавал Миклухо-Маклай жизнь населения Новой Гвинеи, тем интереснее, необычнее казалась ему их первобытная жизнь. Так, например, книги и рисунки вызывали у аборигенов страх. Они всерьез верили, что белому чужеземцу по силам управлять стихийными явлениями: прекращать дождь, «менять» луну на солнце... А когда тот поджег в блюдечке спирт, большинство из них бросились бежать, прося «Тамо-руса» не поджигать океан.

Вместе с тем, немало в традициях островитян вызывало уважение. Так, папуасы очень рано приучали детей к практической жизни. Не раз ученый видел, как годовалый карапуз тащит к костру большое полено, а затем бежит к материнской груди. Игра мальчиков состояла в метании палок, похожих на копья, в стрельбе из лука. Девочки с раннего возраста помогали матерям по хозяйству. У туземцев полностью отсутствовало воровство. Небезынтересными являются и наблюдения ученого за торговыми отношениями в папуасском обществе. Как таковой, купли-продажи здесь не существовало - лишь обмен подарками. Причем дарящий не ожидал непременного ответного вознаграждения.

Жизнь, полная испытаний. Потрясла исследователя и природа Новой Гвинеи. Правда, при всей своей красоте, она частенько представляла угрозу для жизни ее обитателей. Несколько раз путешественник становился очевидцем землетрясений, которые сопровождались сильными грозами. Земля шаталась под ногами, беспрерывно сверкали молнии, оглушительно гремел гром. Пугающее впечатление усугубляли потоки дождя и порывы ветра.

Но даже если не было ветра и дождя, жизнь в тропическом лесу вовсе не становилась спокойной. По ночам здесь шума намного больше, чем днем - с заходом солнца начинается настоящий концерт. Кричат лягушки, цикады, ночные птицы; к этому оглушительному шуму примешиваются голоса разных невиданных животных, а аккомпанементом служит гул прибоя на рифах. Сверх того не умолкает назойливый писк комаров, иногда долетают воющие звуки - поют папуасы. Какие нервы могут выдержать такое испытание?

Вообще его жизнь на острове была полна испытаний: болезни, крайняя усталость и нередкая перспектива остаться голодным. Однажды при попытке достать из воды подстреленную птицу исследователь чуть не угодил на завтрак акуле.

Как-то в чаще леса на него напали и сильно искусали дикие осы. Во время очередного шквала с ливнем рухнуло громадное дерево, едва не похоронив под собой хижину и ее обитателя. Но самая опасная штука для людей на острове - тропическая лихорадка, истребляющая сотни человек. Впрочем, Миклухо-Маклай не роптал на невзгоды судьбы. Более того, он всерьез собирался поселиться здесь навсегда.

Тяжелое расставание. Судьба, правда, распорядилась иначе. В декабре 1872 года в залив Астролябия зашел русский клипер «Изумруд». Моряки очень удивились, увидев своего соотечественника живым и невредимым. Ведь иностранные газеты давно раструбили по всему свету, что папуасы его сожрали. Но еще больше моряки удивились, когда узнали, что путешественник долго думал: уезжать на корабле домой или оставаться. Расставаться со своими новыми друзьями ему действительно было тяжело.

Папуасы ни в какую не хотели отпускать человека с Луны. Они просили «Тамо-руса» остаться, обещая делать все, что он от них потребует. При этом Миклухо-Маклаю предложили в каждой деревне построить по хижине, дать много съестных припасов и в каждый дом по жене для хозяйства - лишь бы он остался. Но все-таки исследователь принял решение вернуться на материк. Впрочем, это было еще не окончательное расставание. Еще дважды, в 1876-1877 и 1883 годах, он посещал Новую Гвинею, и каждый раз его ждала радостная встреча с туземцами...

 Страницы: 123

С этой статьей о России также читали:

  История Брянска

  Екатерина I

  Фаина Раневская. Мудрость глупой жизни

  Александр II. Царь-освободитель

  Летний сад (Санкт-Петербург)

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU