Ватикан
Ватикан
Гваделупа
Гваделупа
Эстония
Эстония
Тувалу
Тувалу
Россия
Россия
Того
Того
ОАЭ
ОАЭ
Барбадос
Барбадос
Науру
Науру
Эфиопия
Эфиопия
Уругвай
Уругвай
Куба
Куба
Швеция
Швеция
Судан
Судан

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Россия:

О стране
Гостиницы и отели
Все статьи


Зимний отдых в Карелии

Путешествие к Байкалу

Сергий Радонежский (Радонежский Варфоломей Кириллович)

Федор Шаляпин. Две жены, девять детей и миллионы поклониц

Вера Холодная. Прекрасный призрак

Леонид Филатов устроил Парнас в центре Москвы

Галина Уланова. Неприступная королева танца

Мстислав Ростропович. Человек таланта и добродетели

Любовь Орлова. Секс-символ советской эпохи

Николай Миклухо-Маклай. Человек с Луны

Муслим Магомаев. Всенародный маэстро

Игорь Крутой. "Звездный" композитор

Алла Пугачева. Мои года - моё богатство...

Георгий Вицин, или как Трус победил Гамлета

Булат Окуджава . Дворянин арбатского двора


Россия - Илья Эренбург. Жизнь в ритме эпохи

Илья Эренбург. Жизнь в ритме эпохи

  

Подраздел: Cтатьи о России | Россия
Страницы: 123
В период «оттепели» появилось первое в истории советской страны либеральное течение интеллигенции – «шестидесятничество», которое выделялось среди общего стихийного инакомыслия степенью осознанности проблем и культурной укорененности. Нормы поведения, ценности, которые родились и недрах шестидесятничества, оказали сильное воздействие на последующие поколения советских людей.

Несмотря на свои нескрываемые европейские культурные пристрастия, Эренбург получил от советских властей официальное разрешение подолгу находиться на Западе в разгар холодной войны. Имя Эренбурга и его талант публициста широко использовались советской пропагандой для создания привлекательного образа советского режима за границей. Эренбург стал составной частью советского истеблишмента, живым подтверждением «свободы творчества» в СССР. Илья Григорьевич обладал уникальной способностью приспосабливаться ко всем причудливым извивам генеральной линии партии. Но не будем строго судить писателя, ведь он жил в эпоху, которую Мандельштам назвал «веком-волкодавом». Эренбург подавал пример сохранения личной порядочности, он оказывал бескорыстную, самоотверженную помощь гонимым собратьям-писателям.

Илья Эренбург

Эренбург был своеобразным интеллектуальным мостом, связывающим западную и советскую интеллигенцию. Он был челночным дипломатом, который представлял советскую власть на Западе, а в Советском Союзе он представлял западную культуру. Именно в силу того, что Эренбург был «продуктом двойного назначения», он оказался чрезвычайно популярным автором сразу у нескольких поколений советских людей.

Заморозки Эренбург смог занять высокое положение в официальном советском истеблишменте, совершенно не отказываясь от своего еврейства, более того, подчеркивая его. Илья Григорьевич не принадлежал к иудаизму, но и ни к какой другой конфессии не примкнул. Эренбург добровольно взял на себя роль «еврейского печальника», как однажды назвал его Борис Слуцкий. Эренбург был «писателем прошений за униженных и оскорбленных». После войны Эренбург стал ходатаем за всех евреев и чуть ли не символом советского еврея вообще, ему писали евреи всего Советского Союза.

6 января 1961 года Илье Эренбургу исполнилось 70 лет, в связи с юбилеем писатель был награжден вторым орденом Ленина. Но буквально потрясло зал, где происходило чествование писателя, прикосновение к полузапретной долгие годы еврейской теме. Эренбург процитировал слова друга, польского поэта Юлиана Тувима, объяснявшего свое «кровавое, горячее, мученическое братство с евреями». Тувим был евреем, но ощущал себя польским поэтом, поясняя, что пишет о своем еврействе, потому что евреев преследуют и «текут реки крови из еврейских жил».

Эренбург провозгласил: «Я русский писатель». И говорил вслед за Тувимом: «Покуда на свете будет существовать хотя бы один антисемит, я буду с гордостью отвечать на вопрос о национальности – «еврей». Но неизменно настаивая на своей принадлежности к гонимому племени, Илья Григорьевич так же неизменно подчеркивал, что связан с еврейством не той кровью, что течет в жилах, а той, что течет из жил. Об этом говорят стихи Эренбурга «Бабий яр».

Творческая деятельность Эренбурга увенчалась блистательными воспоминаниями «Люди, годы, жизнь», подлинной летописью эпохи.

31 августа 1967 года писателя не стало. К этому времени, уже несколько лет, как закончился период, который с его легкой руки был назван «оттепелью». Наступили «заморозки». Эренбург стал частью истории, но его произведения поражают высказанными в них идеями. Стихи, ранняя проза, статьи военного времени и мемуары Эренбурга вошли в золотой фонд русской литературы.

Михаил Финтушал

 Страницы: 123

Перепубликация с www.c-cafe.ru


С этой статьей о России также читали:

  Константин Рокоссовский. Командующий Парадом Победы

  Владимир Федорович Одоевский

  Алла Пугачева. Мои года - моё богатство...

  Тверь

  Святослав Федоров. Ученый, открывший нам глаза

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU