|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Греция: О стране Информация о визе Прокат автомобиля Памятка туриста Достопримечательности Экскурсии Гостиницы и отели Все статьи Материнство по-гречески Замужество гречанок Именины в Греции Греческое творчество Греческое кино Греческая философия Остров Закинф – греческий рай Хима, циппуро и Сократ Ладоригано, ладолемоно и яурти Эпикур и узокатаникси Философия древней Греции Греческая музыкальная культура Красочно и ароматно Для любителей комфорта Красота Микен |
Артуру Эвансу было почти сорок лет, когда он, уже мастистый ученый, оксфордский профессор, знаток древнеегипетской письменности, в 1900 году прибыл на Крит, чтобы решить одну малозначительную проблему, связанную с чтением некоторых иероглифов. В первый же день пребывания на острове он посетил развалины города Кносс. Невдалеке от руин, относящихся к античному времени, он увидел земляные бугры, таившие в себе, как подсказали Эвансу опыт и интуиция археолога, остатки древних строений. Дела призывали Эванса в Лондон, но результаты раскопок – даже в том импровизированном виде, в каком их удалось организовать без подготовки – заинтересовали ученого, и через год он вернулся. Вернулся и провел на Крите почти безвыездно четверть века, ибо поверил – и настолько, что заявил об этом публично, что открытое здание – это развалины легендарного Лабиринта. …Зданию, казалось, не будет конца. Все новые и новые стены вырастали из-под земли, образуя причудливые переходы, сложную систему комнат, залов, внутренних двориков, световых колодцев, кладовых, и нельзя было предсказать даже приблизительно, что откроет следующий взмах лопаты и когда же и где наружные стены замкнут этот дворец-город. Проходили годы, были открыты тысячи квадратных метров дворца, а из-под земли поднимались все новые и новые стены. Из непостижимых глубин времени вставала цивилизация – настолько древняя, что даже для современников Гомера она была тысячелетней легендой. И когда Эванс – по праву первооткрывателя – дал этой цивилизации имя «минойская», никто не посмел оспорить его. «Остров есть Крит посреди винноцветного моря прекрасный, Тучный, отвсюду объятый водами, людьми изобильный; Там девяносто они городов населяют великих. Разные слышатся там языки: там находишь ахеян, С первоплеменной природой воинственных критян; кидоны Там обитают, дорийцы кудрявые, племя пеласгов В городе Кноссе. Минос управлял им в то время, В девятилетие раз общаясь с великим Зевесом…» Древнейшие ростки этой цивилизации прослежены на рубеже IV-III тысячелетий до нашей эры, когда на Крите появляется множество крупных поселений. Примерно в XXII веке до нашей эры поселения становятся городами. Наиболее могущественным из них становится Кносс – город на северном побережье острова. Именно в это время были заложены первые камни легендарного лабиринта – и отныне почти на тысячелетие вся судьба Крита и большей части материковой Греции оказалась связанной с историей и судьбой этого гигантского дворца. Тринадцать столетий строился Лабиринт – столько же, сколько существовала минойская цивилизация. На первый взгляд план дворца поражает своей хаотичностью – столь причудливо, бессистемно лепятся друг к другу бесчисленные комнаты, залы, переходы, дворики Лабиринта. Но в основе этого создававшегося более тысячи лет хаоса – единый замысел, сложнейшая архитектурно-художественная композиция, которая ставила себе целью передать в архитектуре понятие бесконечности времени. Коридоры и переходы кносского дворца изогнуты, перспективу их невозможно охватить взглядом с одного места - она открывается только в движении, как лента времени, которую она изображает. Здесь нет привычных дворцовых анфилад – комнат и залов, нанизанных на единую ось. Помещения дворца как будто бы заходят друг за друга, и взгляду каждый раз открываются все новые и новые неожиданные пространственные формы. Лабиринт и снаружи нельзя воспринять сразу, окинув одним взглядом – «движение» его внешних стен было столь же прихотливо, как и во внутренних покоях. К тому же он не был отгорожен от города стенами или пустотой дворцовой площади – он являлся продолжением сплетения его кривых улиц. Стены залов дворца были покрыты великолепными фресками, краски которых дошли до наших дней яркими и свежими. Среди многочисленных фресок, скульптур, рельефов, изображающих то учтивые беседы изящных женщин и мужчин, то диких животных и птиц, то морских животных - китов и дельфинов, один образ встречается с удивительным постоянством. Бык изображался в скульптурах и фресках, на сосудах, кольцах и в мелкой пластике, на изделиях из слоновой кости и глины, золота, серебра и бронзы.
| |||||||||
|