Армения
Армения
Израиль
Израиль
Вьетнам
Вьетнам
Никарагуа
Никарагуа
Литва
Литва
Фиджи
Фиджи
Парагвай
Парагвай
Токелау
Токелау
Сирия
Сирия
Белиз
Белиз
Сербия
Сербия
Реюньон
Реюньон
Бахрейн
Бахрейн
Гуам
Гуам

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Грузия:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Сухишвили: танец, пьянящий, как вино

Характерные черты

Джвари (Монастырь Святого Креста)

Монастырь Иоанна Зедазнийского

Мистическая страна

В краю солнечной Аджарии

Все четыре времени года в одной стране

Древнейшие ценности

Отдохните в Грузии

Кахетия и Алазанская долина

И сладкозвучный соловей пел детям песню из кустов

Курорт "Саирме"

Бальнео-климатический курорт Шови

Цхалтубо

Уреки


Грузия - Або Тбилели

Або Тбилели

  

Подраздел: Cтатьи о Грузии | Грузия
Страницы: 12

Або ТбилисскийАбо Тбилисский/Тифлисский [груз. Або Тбилели; от араб. “або” - отец] (757-758, Багдад - 6.01.786, Тбилиси) - мученик Грузинской и Русской Православных Церквей (пам. 8/21 янв.); почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси.

Будучи арабом по происхождению, св. Або жил в Багдаде и занимался изготовлением благовонных мазей. Известно, что он был грамотен и имел “многих братьев и сестер”. В 775 г. правитель (эрисмтавар) Картли (Восточная Грузия) Нерсе, проведший в результате клеветнического доноса 3 года в багдадской тюрьме и оправданный только что взошедшим на престол халифом Ал Мансуром, был отпущен на родину и взял с собой недавно поступившего к нему в услужение Або, бывшего в то время юношей 17-18 лет. В Тбилиси, столице Тбилисского эмирата, входившего в состав Арабского халифата, Або быстро и легко выучил грузинский язык и письмо, стал посещать православные богослужения и прилежно изучать Священное Писание. Неоднократно вступая в споры с вероучителями, Або в конце концов отверг в сердце мусульманскую веру. Однако, не имея возможности открыто объявить себя христианином из-за боязни соплеменников-арабов, юноша стал тайно вести аскетический образ жизни и постоянно искать случая принять крещение в безопасном месте.

В 781 г. Нерсе, повторно подвергшийся доносу, вновь был вызван для разъяснения дела в Багдад. Но, боясь расправы, эрисмтавар отправил свою семью в Абхазское царство (в то время - территория Западной Грузии от Кавказского хребта до Трапезунда), где царицей была его мать, а сам вместе со свитой, в составе которой был и Або, бежал в Хазарию - по всей видимости, чтобы выработать план дальнейших действий в борьбе против общего врага - арабов. Увидев, что здесь “много селений и городов, которые живут беспрепятственно в вере христовой” (по-видимому, здесь имеется в виду часть политической Хазарии - страна готов-тетракситов, занимавшая территорию от Керченского пролива до устья Дона и имевшая свою христианскую кафедру), Або безбоязненно принял крещение “от рук честных пресвитеров”. Спустя некоторое время Нерсе со спутниками наконец прибыли в Абхазию, которая “была защищена от страшных сарацин”, так как являлась “достоянием царя христолюбивых ионян” (т. е. - Византийской империи), где новокрещенного Або встретили с большой радостью сам князь, епископ и священники. Юноша, увидев, что в пределах Абхазского царства “нет ни одного неверующего”, проникся священной радостью и принял на себя трехмесячный подвиг молчания и поста, вкушая пищу лишь после причастия по субботам и воскресеньям, а после Пасхи принялся без устали славить Бога.

В 782 г. узнав, что халиф посадил управлять Картли его племянника Стефаноза, Нерсе при условии отказа от политической деятельности наконец смог вернуться домой. Князь абхазский не желал отпускать от себя св. Або, убеждая его, что арабы не простят ему, их брату по крови, отказа от исконной их веры, но мученик ответил ему словами Христа: "Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме" (Мф., 5:15). В Тбилиси Або уже открыто стал проповедовать соплеменникам учение Христа, что в условиях активной исламизации арабами грузинского населения считалось государственным преступлением. Спустя 3 года Або, которого долго и безуспешно пытались отговорить от исповедания Христа знавшие его горожане, был заключен в тюрьму новым тбилисским эмиром, однако через несколько дней эрисмтавару Картли Стефанозу удалось освободить его. Тогда противники святого вновь подали жалобу на него во дворец эмира. Або был предупрежден о готовящемся аресте, но отказался покидать пределы города, сказав: “Я готов не только страдать за Христа, но и умереть”. Будучи схваченным и представленным на суд эмира 27 декабря 785 г., в день памяти св. первомученика Стефана, Або подвергся искусу богатством и славой, но остался тверд в вере. Проведя в темнице 10 дней, Або все это время пребывал в непрерывной молитве и посте, продал все, что у него было, и кормил находившихся с ним в заключении узников. Продолжая подвергаться и там уговорам и угрозам со стороны служителей эмира, Або остался непоколебим.

Накануне своего мученического подвига юноша сказал заключенным вместе с ним, что на следующий день разлучится с телом, продал свою одежду и купил ладан и свечи, разослав их по всем церквям города с просьбой молиться об укреплении его духа. 6 января, в день Крещения Господня, Або был проведен по всему Тбилиси до дворца эмира. По дороге мученик пел псалмы и утешал сочувствующих и плачущих по нему христиан.

 Страницы: 12

С этой статьей о Грузии также читали:

  Малоизвестные млекопитающие Грузии

  Царь Димитрий Тавдадебули XIII в.

  Национальный костюм

  Давид Гареджийский и Тбилиси

  Грузия возрождает туристический бизнес

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU