Обширная горная область к западу от реки Дрин, в бассейне рек Босна и Врбас,
была освоена славянами в VI - VII веках, но довольно долгое время её население
было немногочисленно: по природе земледельцы, славяне не очень охотно
поднимались в горы.
В Боснии на первых порах их привлекали только речные долины,
в одной из которых - по реке Неретве - поселилось славянское племя неретвлян.
Заселенная смешанными сербско-хорватскими племенами, Босния до XII века не имела
политической самостоятельности, хотя являлась автономной территориальной
единицей, входившей в состав сербских государственных
образований.
Византийский император и историк Константин Багрянородный
(середине X века) упоминает о существовании в Боснии двух городов. Горный рельеф
страны, способствовал определенной изоляции Боснии от других областей Сербии. И
многие исторические процессы в силу этого же обстоятельства в Боснии шли
медленнее. Христианство здесь распространилось только к концу IX века, и его
влияние было слабым, во многих областях Боснии уже крещеное, казалось, население
нередко вновь обращалось к язычеству.
Эта общая отсталость и изолированность
Боснии привела к тому, что во второй половине XII века здесь начала
распространяться богомильская ересь - разновидность манихейства, имеющая только
отчасти внешнее сходство с христианством, а по существу - глубоко
антихристианское вероучение. Несмотря на все попытки Католической и Православной
церквей, боровшихся за влияние в Боснии, искоренить богомильство (в 1232 году
сюда был послан даже специальный папский легат), ересь настолько окрепла в
Боснии, что приобрела свою организацию: так называемую Боснийскую Церковь, а
правильнее - антицерковь. До середины XV века антицерковь господствовала в
Боснии, разлагая нравы и общество и нанеся огромный урон общественному развитию
страны.
Причины популярности богомильства в Боснии лежали на поверхности:
боснийские славяне не желали посредством принятия христианства попасть в
политическую зависимость от Рима, немцев или Византии (противоречие, хорошо
знакомое и другим славянским народам). Спекулируя на этом нежелании,
проповедники богомильства утверждали, что, избрав своей религией антицерковное
учение, боснийцы тем самым якобы сохранят свою национальную самобытность. Что же
из этого получилось?
В Боснии так и не возникло сколько-нибудь значимой
государственной власти. Наоборот, антицерковь всячески поддерживала сепаратизм
отдельных феодалов - кнезов - и
разжигала междоусобные конфликты. Формально во главе страны стоял бан - таким был титул боснийского правителя,
но его власть была слабой и постоянно оспаривалась кнезами. Калейдоскоп
междоусобных войн и крестовых походов против еретиков, реки крови, экономическая
и культурная отсталость, нищета - такой представляется история Боснии XIII - XV
веков. И удивительно ли, что, когда началось турецкое нашествие, Босния ничего
не смогла противопоставить завоевателям?
Боснийских кнезов не спасли ни
высокие горные хребты, ни изолированные речные долины - их единственная надежда,
так как рассчитывать на разложенный антицерковью народ без веры и отечества они
уже не могли. Последние короли Сербии - Твртко II (1421-1443) и Стефан Томаш
(1443-1461) в отчаянии обращались за помощью к римскому папе и даже пытались
преследовать сторонников боснийской антицеркви, но их начинания встретили
ожесточенное сопротивление со стороны богомильцев.
Финалом боснийской
драмы стали события 1463 года. Последний король Сербии Стефан Томашевич
(1461-1463) и ряд влиятельных кнезов в отчаянии воззвали к Риму с просьбой о
помощи. Папа Пий II начал сплачивать коалицию христианских государств, готовых
выступить на помощь Боснии. Но султан Мехмед II уже шел с огромным войском в
глубь страны, предавая всё огню и мечу. Король Стефан Томашевич был взят в плен
турками во время штурма города Ключ и зверски казнен. Поход Мехмеда II в Боснию
длился всего полтора месяца.
Ни одной балканской страной турки не
овладели так легко и быстро.