![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Ватикан: ![]() ![]() Райские кущи Во славу Святого Петра Предсказанному верить Теократическое государство-город Все о Ватикане Миротворец Иоанн Павел II Ватикан – солнечный город Ватикан в новом тысячелетии Могилы и реликвии Звездный прилив и Акт творения Спорные решения Бенедикта XVI Отмытые финансы Ватикана Лубянка против Ватикана Соглядатаи для Папы Римского Маленькая революция в Ватикане |
В то же самое время Иоанн Павел II противится любому пересмотру традиционного негативного отношения Римско-католической церкви к предоставлению женщинам права быть священниками, права на аборт, к отмене запрета для католических священнослужителей на вступление в брак, к контролю над рождаемостью и т.д. Таких изменений настойчиво требуют сторонники реформ, в том числе в самой церкви, а также женские организации и т.д. Папская энциклика Веритатис сплендор (Сияние истины, 1993) обязывала епископов в вопросах веры и морали излагать содержание учения церкви. Отступления осуждались им как «этический релятивизм».
Новый катехизис католической церкви, изданный в 1992 взамен старого (1566) следовал линии II Ватиканского собора (1962–1965). Он сохранял целибат и провозглашал «защиту человеческой жизни с момента зачатия», то есть по-прежнему отрицал право на аборт. Ватикан осуждает также предохранение от беременности. Последние обстоятельства вызывают в адрес католической церкви оживленную критику со стороны многих женских организаций и развивающихся стран. Но Ватикан не изменил свое отношение к данным вопросам, что было подтверждено, в частности в папском Послании к семьям (1994). В апостольском послании Ординатио сакердоталис (1994) Иоанн Павел II окончательно исключил возможность рукоположения женщин в священники. В Послании к женщинам (1995) папа подверг критике дискриминацию женщин, но подтвердил их недопущение к сану священников. В энциклике Эвангелиум витэ (Евангелие жизни, 1995) папа причислил аборт к прямому и добровольному убийству невинных людей. Он призвал к развитию новой «культуры жизни» и к противостоянию всем законам, направленным против жизни. Проблему перенаселения, особенно в странах «Третьего мира», следует, по мнению папы, решать с помощью серьезной семейной и социальной политики, создания нормальных экономических, социальных, санитарно-медицинских, культурных условий и более справедливого распределения ресурсов, а не путем внедрения программ контроля над рождаемостью, противозачаточных средств, стерилизации и абортов. В 1999 папа запретил католическим инстанциям Германии выдавать справки, которые могли санкционировать аборты. До 1996 действовали нормы, в соответствии с которыми папу избирало на пожизненный срок специальное собрание кардиналов – конклав. С 1971 в выборах папы могли участвовать лишь кардиналы моложе 80 лет (к концу 1990-х годов – 123 человека). Новая апостольская конституция 1996 Универси домини грегис (Ко всей пастве божьей) изменяла процедуру выборов папы. Отменялся принцип избрания специальными делегированными кардиналами – «избирателями». Для избрания папы в коллегии кардиналов (консистории) требуется теперь две трети голосов; если в течении 30 туров выбрать папу не удастся, может быть введена другая процедура голосования. В случае отсутствия или смерти папы текущими делами церкви и Ватикана временно руководит камерленг Святой Римской церкви. Высшие консультативные органы – Вселенский собор, коллегия кардиналов и епископский синод. Практическое руководство религиозной, политической и хозяйственной деятельностью Ватикана сосредоточено в Римской курии. Согласно Апостолическим конституциям Регимини экклесиэ и универсэ (1968) и Пастор Бонус (1989), администрация католической церкви и Ватикана состоит из нескольких ведомств. Исполнением решений папы и координацией деятельности римской курии занимается Государственный секретариат. Его главе – государственному секретарю – предоставлены все полномочия в области светского суверенитета; фактически он исполняет обязанности премьер-министра. С 1991 государственный секретарь – кардинал Анджело Содано. Родившийся в 1927 в Северной Италии, он стал священником в 1950, в 1978 рукоположен в епископы. В 1980-х годах – папский посол (нунций) в Чили, с 1988 был секретарем по отношениям с государствами (министром иностранных дел) Ватикана.
| |||||||||
|