|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Ватикан: О стране Все статьи Райские кущи Во славу Святого Петра Предсказанному верить Теократическое государство-город Все о Ватикане Миротворец Иоанн Павел II Ватикан – солнечный город Ватикан в новом тысячелетии Могилы и реликвии Звездный прилив и Акт творения Спорные решения Бенедикта XVI Отмытые финансы Ватикана Лубянка против Ватикана Соглядатаи для Папы Римского Маленькая революция в Ватикане |
Ватиканские сады, где, как говорят, цветет и плодоносит все, что посажено, — типичный образец хорошо сохранившегося итальянского сада, практическое значение которого в свое время состояло в объединении отдельных построек папского дворца. В результате появился обширный сад-двор с громадной нишей посередине, с лестницами, террасами, гротами, полукруглым амфитеатром, напоминающим театральную декорацию. Сады Ватикана уникальны. В них произрастают тысячи диковинных растений, привезенных со всего мира, а в ветвях реликтовых деревьев порхают с ветки на ветку волнистые попугайчики. За садом ухаживают 36 садовников, но лишь один из них живет на территории постоянно. Среди ежедневных обязанностей — поддержание огромной цветочной клумбы перед Палаццо-дель-Говернаторато, повторяющей рисунок папского герба. Последний раз ее полностью пересаживали в мае 2005 года, когда преемником Иоанна Павла II был объявлен «железный» кардинал, идеолог Ватикана Йозеф Ратцингер, принявший имя Бенедикт XVI. Сокровища Ватикана. Возникшие в результате многовекового строительства и реконструкции ватиканские дворцы издавна предоставляли свои залы богатейшим собраниям искусства, и в конце концов на их основе были созданы полноценные музеи. Во второй половине XVIII века папа Климент XIV преобразовал с этой целью Бельведер, получивший после дополнительных работ, произведенных его преемником Пием VI, название Музей Пия-Климента, где разместились коллекции античной скульптуры. Благодаря папе Пию VI была основана Ватиканская пинакотека. Музей Кьярамонти назван по фамилии своего основателя папы Пия VII, поручившего в начале XIX века Антонио Канове приспособить под художественное собрание восточную галерею, возведенную в свое время Браманте для соединения Бельведера с Ватиканским дворцом. К нему добавились Галерея-лапидарий с богатым папским собранием античных надписей и Новый флигель, специально построенный для тех экспонатов, которым не хватило места в прежних помещениях. В том же XIX веке для публики были открыты многие недоступные ранее залы папских дворцов. И все же одним из самых посещаемых на территории Ватикана музеев остается принесшая Микеланджело славу великого живописца Сикстинская капелла. Проект прямоугольного в плане зала персональной папской молельни с одним бочарным сводом принадлежал Баччо Понтелли. В 1473 году папа Сикст IV поручил осуществление задуманного зодчему Джованнино-дей-Дольчи. К внутреннему убранству капеллы в 1481 году были привлечены Боттичелли, Гирландайо, Перуджино, Синьорелли, Россели. В 1506 году неугомонный Юлий II решил по новой расписать украшенный золотыми звездами плафон капеллы, пригласив для этого Микеланджело, трудившегося в то время над изваяниями для гробницы папы в соборе Святого Петра. Существует версия, что заказ на роспись Сикстинской капеллы мастер получил благодаря интригам недоброжелателей. В тот момент, когда Микеланджело отлучился из Рима, Браманте и его сторонники смогли убедить папу, что такое внимание к будущей своей гробнице может ускорить смерть и вообще является дурным предзнаменованием, а заодно предложили заказать скульптору роспись плафона. Расчет прост — отвлечь Микеланджело от скульптуры, в которой его превосходство было неоспоримо, и довести до отчаяния вынужденной работой над живописью, так как к ней он особой склонности не питал. Вернувшийся в Рим Микеланджело, как и ожидалось, к новому заказу папы отнесся без энтузиазма и всячески стремился переадресовать его, в том числе Рафаэлю. Но папа был непреклонен. Надо сказать, первый вариант росписи полностью отвечал чувствам мастера по отношению к этому заказу. Он был более чем скромен — Микеланджело планировал написать лишь фигуры апостолов. Но неожиданно для всех и в первую очередь для него самого все вдруг изменилось. Микеланджело замыслил логически связанную серию живописных рассказов на ветхозаветные сюжеты с использованием символических образов и необыкновенно смелой палитры. На роспись гигантской поверхности — около 800 кв. м — мастер потратил четыре года и за это время почти потерял зрение. Но именно благодаря своему «неумению» рисовать, будучи до этого лишь признанным скульптором, он создал не только подлинный шедевр, но и новое направление в изобразительном искусстве — скульптурную живопись, или гризайль. Через четверть века другой папа, Павел III, вновь призвал Микеланджело — на сей раз для росписи алтарной стены капеллы.
Собор Святого Петра в Ватикане | |||||||||
|