Финляндия
Финляндия
Тонга
Тонга
Шри Ланка
Шри Ланка
Тайвань
Тайвань
Литва
Литва
Гонконг
Гонконг
Венесуэла
Венесуэла
Колумбия
Колумбия
Гренада
Гренада
Аруба
Аруба
США
США
Ватикан
Ватикан
Эквадор
Эквадор
Испания
Испания

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Таджикистан:

О стране
Все статьи


Декоративное искусство Таджикистана

Таджикская традиционная музыка

История Согдийской области

Религиозные культы и верования у таджиков

Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана

Многоженство в Таджикистане

Экстремизм в Таджикистане

Правдивая летопись судеб

Таджикско-персидская поэзия

Особенности таджикской кухни

Навруз – древний национальный праздник таджиков

Советская эпоха искусства и архитектуры Таджикистана

Новое время.Искусство в этнографических памятниках

Ранее средневековье

Государственная символика Таджикистана


Таджикистан - Таджикская традиционная музыка

Таджикская традиционная музыка

  

Подраздел: Cтатьи о Таджикистане | Таджикистан
Страницы: 123
Он, в частности, говорит о том, что при разгроме римских войск во главе с Красом 9 мая 53 года парфяне устрашали римлян громом своих боевых барабанов: парфяне, воодушевляя себя перед боем, не трубили в рог и трубы, а поднимали шум, колотя в обтянутые кожей полые инструменты, обвешанные кругом медными погремушками. Некоторые музыкальные инструменты в контексте военного ритуала имели символическое значение. Например, духовой инструмент труба являлся знаком отличия военачальника. Такие музыкальные инструменты, как идиофон - джом, аэрофон - най, най руин, являлись атрибутами царей, а мембранофон - большой барабан - непосредственно вручался командующему войсками. Сходными символическими чертами обладали музыкальные инструменты табира, чарс и др., они во многом определяли ранг того или иного военного.

Древние праздники сыграли важную роль в возникновении различных музыкальных жанров и форм, тесно связанных с культово-ритуальной практикой, светскими, городс-кими музыкальными традициями. Например, праздник Навруз является не только днем начала сотворения мира Ахура-Маздой, днем зарождения зороастризма, установлением календарной системы таджикского народа, но и днем восшествия на трон легендарного царя Джамшеда. С праздником Навруз связаны старинные песни "Наврузи Бузург", "Наврузи Хоро", впоследствии вошедшие в классические музыкальные циклы "Двенадцать макомов" и "Шашмаком". В истории культуры таджиков музыкальное искусство созанда, мавригихонов - певцов и танцовщиц - занимает особое место. Это искусство характерно для музыкальной культуры таджиков Бухары и Самарканда. Исполнительские традиции созанда и мавригихонов уходят в глубину веков. Известными музыкантами, певцами, певицами и танцовщицами этих музыкально-поэтических жанров в XIX-XX вв. являлись Ёкути Ораз, Шоиста Амбари Ашк, Келини Гули Сурх, Мукаррамча Тилло, Ёдгор, Латофатхон, Курбонхон Самарканди и др.

Таджикская традиционная музыкаВ таджикской традиционной музыке важное место занимает искусство сказителей - гуруглихонов. Героико-исторический жанр в музыкальном фольклоре таджиков распространен преимущественно в Южных районах Таджикистана. Выдающимися исполнителями музыкального эпоса являются Хикмат Ризо, Бобоюнус Худойдодзода, Хакназар Кабуд, Курбонали Раджаб и др. Одним из древних жанров, который сохранился и широко сегодня распространен в южных районах и Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана, является фалак - музыкально-поэтический жанр лирико-философской направленности. Фалак переводится с таджикского как небо‚ судьба. В этом жанре используются стихотворные формы рубаи‚ байт‚ а также стихи из народного творчества и классической таджикско-персидской поэзии. Фалак исполняется в сопровождении музыкального инструмента дутар (думбрак)‚ струнно-смычкового (гиджак) и духового инструментов (тутак). В фалаке воспеваются мечты и чаяния народа‚ любовь к жизни и природе‚ высокие человеческие идеалы. Огромный вклад в сохранение и развитие этого жанра, а также и других жанров таджикской традиционной музыки внесли известные народные певцы: Одина Хошимов, Файзали Хасанов, Гульчехра Содикова, Давлатманд Холов, Наврузшо Курбонасейнов, Моджан Назардодова.

XX век для таджикской музыки стал временем огромных перемен, связанных с освоением и развитием нового для национальной художественной традиции типа профессионального музыкального творчества, формирование которого исторически произошло на почве музыкальных культур европейских народов. В Таджикистане осваиваются не только новые жанры музыки, такие как опера, симфония, оратория, кантата, инструментальный концерт, балет и др., но создается новая современная музыкальная инфраструктура: учебные, научные и концертные учреждения, формируется таджикская композиторская школа. Параллельно с развитием новой профессиональной музыки продолжает развиваться традиционная музыка. Соотношение и развитие этих двух основных направлений составляет содержание и художественное своеобразие музыкальной культуры таджиков в XX веке.

В с 26 по 28 марта 2004 года в Душанбе впервые состоялся Международный фестиваль и симпозиум на тему: "Фалак" и художественные традиции народов Центральной Азии. Несколько дней на сцене Государственной филармонии зрители имели уникальную возможность послушать исполнительские традиции разных регионов Таджикистана, связанные с искусством "Фалак". Это неповторимые: певец, музыкант, знаток музыкально-поэтического творчества (фалак, рубаи, байти достон, дубайти) Давлатманд Холов, заслуженная артистка Таджикской ССР Гулчехра Содикова, группа Одины Хошима, Сафар Каримов, Сафар Кодиров, Бахром Кодиров, Асмил и Зарагуль Искандаровы, Махмадали Аюбов, Махмадризо Мадиев и многие другие.

 Страницы: 123

С этой статьей о Таджикистане также читали:

  Навруз – древний национальный праздник таджиков

  Заповедники Таджикистана

  Таджикско-персидская поэзия

  Республиканский историко-краеведческий музей им. Абу Абдаллаха Рудаки

  Большие игры Э.Рахмона

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU