![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Таджикистан: ![]() ![]() Декоративное искусство Таджикистана Таджикская традиционная музыка История Согдийской области Религиозные культы и верования у таджиков Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана Многоженство в Таджикистане Экстремизм в Таджикистане Правдивая летопись судеб Таджикско-персидская поэзия Особенности таджикской кухни Навруз – древний национальный праздник таджиков Советская эпоха искусства и архитектуры Таджикистана Новое время.Искусство в этнографических памятниках Ранее средневековье Государственная символика Таджикистана |
Древние праздники сыграли важную роль в возникновении различных музыкальных жанров и форм, тесно связанных с культово-ритуальной практикой, светскими, городс-кими музыкальными традициями. Например, праздник Навруз является не только днем начала сотворения мира Ахура-Маздой, днем зарождения зороастризма, установлением календарной системы таджикского народа, но и днем восшествия на трон легендарного царя Джамшеда. С праздником Навруз связаны старинные песни "Наврузи Бузург", "Наврузи Хоро", впоследствии вошедшие в классические музыкальные циклы "Двенадцать макомов" и "Шашмаком". В истории культуры таджиков музыкальное искусство созанда, мавригихонов - певцов и танцовщиц - занимает особое место. Это искусство характерно для музыкальной культуры таджиков Бухары и Самарканда. Исполнительские традиции созанда и мавригихонов уходят в глубину веков. Известными музыкантами, певцами, певицами и танцовщицами этих музыкально-поэтических жанров в XIX-XX вв. являлись Ёкути Ораз, Шоиста Амбари Ашк, Келини Гули Сурх, Мукаррамча Тилло, Ёдгор, Латофатхон, Курбонхон Самарканди и др.
XX век для таджикской музыки стал временем огромных перемен, связанных с освоением и развитием нового для национальной художественной традиции типа профессионального музыкального творчества, формирование которого исторически произошло на почве музыкальных культур европейских народов. В Таджикистане осваиваются не только новые жанры музыки, такие как опера, симфония, оратория, кантата, инструментальный концерт, балет и др., но создается новая современная музыкальная инфраструктура: учебные, научные и концертные учреждения, формируется таджикская композиторская школа. Параллельно с развитием новой профессиональной музыки продолжает развиваться традиционная музыка. Соотношение и развитие этих двух основных направлений составляет содержание и художественное своеобразие музыкальной культуры таджиков в XX веке. В с 26 по 28 марта 2004 года в Душанбе впервые состоялся Международный фестиваль и симпозиум на тему: "Фалак" и художественные традиции народов Центральной Азии. Несколько дней на сцене Государственной филармонии зрители имели уникальную возможность послушать исполнительские традиции разных регионов Таджикистана, связанные с искусством "Фалак". Это неповторимые: певец, музыкант, знаток музыкально-поэтического творчества (фалак, рубаи, байти достон, дубайти) Давлатманд Холов, заслуженная артистка Таджикской ССР Гулчехра Содикова, группа Одины Хошима, Сафар Каримов, Сафар Кодиров, Бахром Кодиров, Асмил и Зарагуль Искандаровы, Махмадали Аюбов, Махмадризо Мадиев и многие другие.
| |||||||||
|