В 1996 году ЮНЕСКО провозгласила шведскую провинцию Лапландия(или Лопания) памятником мировой культуры. При этом еще в 60-е годы прошлого века в Швеции существовали поезда с вагонами не только первого и второго класса, но и третьего, предназначенные специально для саами.
Итак, в феврале я сел в поезд "Стокгольм — Нарвик". Дорога из столицы Швеции до саамской столицы занимает "всего" 15 часов. Во время ярмарки в Иоккмокк за место в гостинице дерут сумасшедшие деньги. Поэтому я устроился в городке Мурйек за 60 км от Иоккмокк (Мурйек на саамском языке — "Земля черники"). В лучшие времена здесь насчитывалось не более пятисот жителей. Сейчас и сотни не наберется. Как и множество подобных городков и деревень на севере Швеции, Мурйек вымирает: нет работы, низкая рождаемость. В мурйекской сауне я познакомился с местным жителем по имени Кнут. Он выглядел лет на шестьдесят, но, как оказалось, был еще на 15 лет старше. После нескольких бокалов местного пива Кнут глубоко задумался и обратился ко мне со словами: "Так ты приехал аж из самой Чехии на саамскую ярмарку в Йоккмокк? Ой-ой-ой! — этот возглас звучит у меня в ушах до сих пор. — Так я тебя завтра и послезавтра туда отвезу, если хочешь. Там будет весело! Ой-ой-ой!".
В Йоккмокк, действительно, было весело. За день до моего приезда, как я узнал от йоккмоккцев, здесь на открытии ярмарки побывал даже шведский король, так как событие выдалось юбилейным: праздновалось ее 400-летие. Ярмарка, как я уже говорил, остается единственной возможностью увидеть обитателей Сапми в национальных костюмах (в других случаях они надевают одежды предков крайне редко). Здесь можно встретить саами из Норвегии, Швеции и Финляндии. Приезжают ли в Йоккмокк саами из России (где их называют лопарями), мне выяснить не удалось. Лапландцы очень любят серебро — их начищенные ожерелья ослепительно сверкали в оранжевых лучах низкого северного солнца. Торговые палатки на ярмарке больше похожи на стенды выставки саамской культуры. Здесь можно попробовать несколько сортов саамского хлеба — лепешек, выпеченных на огне, колбасу из оленьего и лосиного мяса, варенье из доселе неизвестной мне ягоды "hjortron", похожей на оранжевую ежевику (по-русски ягода эта называется морошка, довольно обычное растение для северных моховых болот), оленьи и лисьи шкуры.
Бесспорно, изюминка ярмарки — это изделия народных умельцев. Кроме предметов из кожи, верхом искусства саами считается изготовление ножей. Они, действительно, прекрасны и очень функциональны. Рукоятки и чехлы сделаны из оленьих рогов. Клинки у ножей очень твердые. И хотя процесс их изготовления длится очень долго, они пользуются большим спросом. За настоящие саамские ножи дают от 500 американских долларов за штуку, но могут отвалить 1000 и больше. Причем это вовсе не старинные ножи, коллекционная ценность которых неизмеримо выше. Как уже говорилось, саами не слишком коммуникабельны, в отличие от шведов, но тема ножей может заставить их разговориться. И дело даже не в торговле. Ведь народные промыслы — это часть местной культуры, своеобразный культ бога охоты, а значит, и всей жизни.
Если вам захочется получить более полное представление о саамской культуре, отправляйтесь в музей "AJTTE" в Йоккмокк. Там собраны интересные, а подчас и уникальные экспонаты. Музей содержится на средства шведского государства, и я должен сказать, что еще нигде не видел более интересной документальной съемки отдельной этнической группы. Речь идет о черно-белых фильмах, показывающих жизнь ы быт саами в первой половине XX века. Эту аудиовизуальную инсталляцию, выдержанную в режиме нон-стоп, можно смотреть часами. Когда спустя некоторое время я вышел из музея, местная молодежь успела выстроить перед его входом красивые ворота из кусков льда. Неподалеку в огромном павильоне я наткнулся на Кнута, попивающего типичный кисловатый шведский кофе. "Иди еще посмотри на замерзшее озеро, там гонки на оленях. Ой-ой-ой!". Гонки на оленях несколько отличаются от принятых у нас скачек. Более того, я бы сказал, что этот вид состязаний не особенно популярен. Неподалеку находилось несколько собачьих упряжек и два вертолета для наблюдения за гонками с воздуха. Подобное удовольствие стоило на удивление дешево. Настоящей добычей для фотографов стал так называемый "олений поезд". Речь идет о "поезде" из нескольких нарт, запряженных белыми оленями (которые среди саами не очень популярны, потому что недостаточно сильны и выносливы), в сопровождении саамок в красивых костюмах. На нартах сидели несколько девочек лет пяти в белых шубках. Кавалькада тянется через город под всеобщее ликование зрителей, а, главное, фотографов и кинооператоров.