![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Россия: ![]() ![]() ![]() Зимний отдых в Карелии Путешествие к Байкалу Сергий Радонежский (Радонежский Варфоломей Кириллович) Федор Шаляпин. Две жены, девять детей и миллионы поклониц Вера Холодная. Прекрасный призрак Леонид Филатов устроил Парнас в центре Москвы Галина Уланова. Неприступная королева танца Мстислав Ростропович. Человек таланта и добродетели Любовь Орлова. Секс-символ советской эпохи Николай Миклухо-Маклай. Человек с Луны Муслим Магомаев. Всенародный маэстро Игорь Крутой. "Звездный" композитор Алла Пугачева. Мои года - моё богатство... Георгий Вицин, или как Трус победил Гамлета Булат Окуджава . Дворянин арбатского двора |
Первенство литературы в культурной жизни русского народа объясняется ее происхождением и тем значением, которое она приобрела с момента своего возникновения. Письменность и литература на Руси были привнесены извне вместе с христианством. Книга появилась на Руси в виде священного текста, что решающим образом повлияло на место и роль литературы в истории руской культуры. Церковная литература в течение веков оставалась главной и единственной умственной и нравственной пищей для русских книжников, а через их посредство - и для всего народа. Тем самым она немало содействовала формированию народного характера. Позже русские книжники теоретически обосновали идею единства Русской земли и национально-религиозного своеобразия русского царства. Таким образом русская литература сразу и навсегда обозначила свою связь с народным и государственным бытием. При этом, благодаря обилию переводов, она никогда не замыкалась в узко-национальных рамках. К наиболее значительным произведениям киевского периода относятся поучения митрополита Илариона (XI в.), "Повесть временных лет" (XI-нач. XII вв.), "Поучение князя Владимира Мономаха" (XI-нач. XII вв.), сочинения епископа Кирилла Туровского (XII в.), "Слово о Полку Игореве" (XII в.), "Хождение Даниила Заточника" (XII в.). Все они свидетельствуют о живом поэтическом творчестве. Это была пора оживленной литературной деятельности, создавшей образцы литературных форм и жанров для последующих веков. Для русской литературы позднего средневековья характерно ощущение избранности (теория Москвы - третьего Рима). Внутренние потрясения XVI-XVII вв. придали литературе характер религиозно-политической публицистики. В ряде случаев эти произведения поднимаются до высокого художественного уровня. Таковы "многошумящие" послания Ивана Грозного и "Житие протопопа Аввакума", своеобразно соединившие церковный, книжный язык с живой народной речью. Одновременно большой силы, красоты и выразительности достигла устная народная поэзия, но древнерусские писатели почти не использовали этот источник. Зато с конца XVI в. бурно развивается светская бытовая повесть, как правило перерабатывавшая бродячие сюжеты западной и восточной литератур.
Окончательное оформление русский литературный язык нашел в творчестве Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского и А.С.Пушкина, а его обособление от церковнославянского языка получило теоретическое обоснование в полемике "Арзамаса" с "Беседой любителей русского слова". Александровское время явилось периодом великого творческого напряжения, когда русскими писателями была пережита первая радость самостоятельного творчества, вполне национального по духу и стилю. Поэзия сделалась бесспорным духовным подвигом и призванием, приобрела значение "священнодействия". В литературном творчестве чувствуется какая-то особая сила жизни, "торжество и радость художественного обладания" (И.Аксаков), высшим выражением которой стало творчество А.С.Пушкина.
| |||||||||
|