В июле 2007 года серебряное месторождение Ивами Гиндзан и его культурный пейзаж были занесены в список Всемирного наследия ЮНЭСКО.
Расцвет самого известного в Японии серебряного рудника приходится на период с начала XVI до конца XVII веков, когда он давал более половины серебра, добываемого в стране. В те времена Япония обеспечивала около трети мирового объема добычи этого металла, и потому шахта Ивами Гиндзан играла важную роль в мировой экономике, в особенности, в азиатской торговле.
Старый рудник расположен на побережье Японского моря, в центральной части префектуры Симанэ. Я побывал там в начале декабря, вскоре после открытия Центра Всемирного наследия Ивами Гиндзан. Центр привлекает множество туристов, и я решил начать свою экскурсию по шахте именно с него.
Разработку месторождения Ивами Гиндзан открыл здесь в 1527 году Камия Дзютэй, богатый торговец из местности Хаката на Кюсю. Рудник продолжал функционировать в течение почти четырех столетий, до 1923 года. В 1533 году здесь был введен новый способ выплавки, хайфуки-хо, повысивший чистоту серебра до 80% и, следовательно, значительно поднявший производительность.
Серебро перевозили в ближайшие порты Томогаура и Окидомари, откуда большая часть металла экспортировалась в Китай. Португальские торговые корабли также вывозили японское серебро в Европу наряду с другими азиатскими товарами, что сыграло немалую роль в превращении Португалии в одну из мощных европейских держав.
Заброшенные шахты расположены в районе Гиндзан, а старые улицы, заселенные некогда торговцами и самураями, - в примыкающем к нему районе Омори. До наших дней сохранилось несколько построек той поры.
Оба района тянутся вдоль реки Гиндзан примерно на три километра. В связи с узостью местных дорог перемещение на машине здесь запрещено. Лучший способ добраться до шахт – это воспользоваться пешеходными тропами или автобусом.
Автобус привез меня к старой шахте Рюгэндзи, находящейся в отдаленной части рудника. На пути нам попадались многочисленные шахты, прорубленные вглубь склонов холмов, по направлению к серебряным жилам. Всего на руднике действовало около 600 шахт, и это означает, что серебра здесь было очень много!
Рюгэндзи – единственная шахта, открытая для публики. Можно осмотреть ее первые 160 метров из общих 273-х.
Внутри коридора темно, но разглядеть углубления, сделанные давным-давно киркомотыгами, получается. Кажется, будто их стук слышен до сих пор.
Вся работа осуществлялась здесь вручную рабочими, поделенными на отдельные группы. Группы работали по принципу разделения труда: одна копала, другая собирала и вывозила из шахты воду, третья обеспечивала вентиляцию, четвертая вывозила руду и так далее. Все это был, вероятно, непосильный изнурительный труд.
В продолжение японской «серебряной лихорадки», длившейся с момента открытия рудника и до начала XVII века, в местном поселении проживало и работало от 30 до 50 тысяч человек.
Жители соседнего района Омори в течение последних 50 лет бережно сохраняют и, в ряде случаев, реконструируют многие старинные сооружения. Прогуливаясь мимо храмов и святилищ, мимо старых самурайских домов и построек, некогда помещавших под своими крышами магазины богатых торговцев или местные государственные учреждения, я словно совершил скачок во времени, переместившись на четыре столетия в прошлое.
Красные крыши построек, крытые черепицей местного производства сэкисю-гавара, делают здешний пейзаж непохожим ни на один другой. Вы можете посетить усадьбу богатейшей в городке семьи Кумагай – декоративное оформление интерьеров и роскошная мебель здесь заставляют вспомнить о поре расцвета рудника Гиндзан.
Сегодня любому городу необходимы банки, почта и другие важные службы. В Омори они тоже есть, только здесь они укрыты за старыми фасадами, окунающими вас в атмосферу прошлого. Интерьеры некоторых старинных построек были переделаны под кафе и магазины, где можно пообедать, купить сувениры или просто приятно прогуляться.
На следующий день по дороге Гиндзан-кайдо я отправился к расположенным на побережье горячим источникам Юноцу. Этому курорту уже около 1300 лет.