…Одним из базовых принципов, лежащих в основе мировоззрения, являются идеальные представления о тесной гармонии, существующей между людьми, ками и природой. Боги «ками» являются прародителями не людей вообще, а именно японцев, которые вследствие этого отличаются уникальным характером. Также ками или просто местом, являющимся отражением священного характера ками, может считаться что-либо экстраординарное, внушающее благоговейный ужас, – гора Фудзи, могучий водопад или просто ближайший холм или ручей.
В древней Японии символами божества были природные объекты и явления, где, по глубокому убеждению японцев, живут духи: вершины удивительно красивых гор, из-за которых поднимается и за которые прячется солнце; грозные тайфуны, сметающие всё на своем пути; глицинии, дарящие непревзойдённые цветовые каскады; бездонные глубины морей, пугающие и одновременно влекущие к себе; водопады необыкновенной красоты, словно подарок небес. Всё это синтоизм превратил в объекты поклонения и обожествления. Именно здесь кроется главная отличительная особенность синтоизма от других религий: не простое одушевление природы, но её обожествление.
В отличие от большинства мировых религий, в которых стараются по возможности сохранять старые ритуальные сооружения в неизменном виде и строить новые в соответствии со старыми канонами, в синтоизме, в соответствии с принципом всеобщего обновления, которое и есть жизнь, существует традиция постоянного обновления храмов.
…Особое место в системе японской культуры занимает дзэн буддизм – как с точки зрения его исторической значимости и духовной жизненности, так и безусловной оригинальности и притягательной силы. Оригинальность дзен заключается не столько в самом содержании этого учения, сколько в формах его преподнесения. Для стиля дзен характерны непонятный, даже абсурдный язык, сбивающее с толку поведение, парадоксальные методы, которые дзенские учителя применяют в своей практике и поучениях: на вопрос ученика они могут ответить глубокомысленным молчанием или ударом – кулаком, палкой, посохом, либо произнести какую-нибудь внешне не имеющую прямого отношения к происходящему.
Согласно исследованию Китагавы и Джозефа М., первое знакомство с дзэн буддизмом произошло у японцев в VI в., в то время, когда в Японии еще не было ни письменности, ни собственной достоверной истории, только тысячелетие полумифического, полулегендарного существования. Именно с VI в. начинается достоверная история Японии.
Как и все культурные явления, проникавшие в Японию через Китай и Корею, дзен впитал элементы различных буддийских школ. Научил жителей разумному сосуществованию с природой и некоторой степени друг с другом. Эта гармония нашла своё отражение и в эстетике искусств. Выражалось это в том, что средневековые японцы не выделяли искусство как таковое. Нет, конечно, была и поэзия, и живопись, но они были частью гармоничного восприятия мира. То есть для дзен-буддиста картина известного художника и свадебный танец журавля, с эстетической точки зрения, были абсолютно равны.
Также отвергает шаманство и помощь со стороны, каждый должен своим погружением, созерцанием себя и природы дойти до истинного познания.
В дзэнских монастырях зарождалось и развивалось многое из того, что в последствии стало неотъемлемой частью традиционной японской культуры: своеобразная поэзия на китайском литературном языке, исполненная любви к окружающей природе, живопись, икебана, искусство чайной церемонии с ее сложным ритуалом и символикой, которая представляла собой развитие ритуала дзэн. Дзэн буддизм оказал влияние на становление нового эстетического канона, внес вклад в развитие японской архитектуры, определил многие направления японской литературы и искусства.
По мере развития буддизма происходит его слияние с синтоизмом. Относительное мирное сосуществование двух религий на территории Японского архипелага было связано в значительной степени и с тем, что довольно легко произошло их функциональное размежевание. Считалось, что синтоистские божества ками контролировали преимущественно силы природы и определенные местности, а Будды охраняли государство и апеллировали к внутреннему миру человека. Сначала ками были объявлены покровителями буддизма, позже некоторых ками стали ассоциировать с буддийскими святыми. В конечном итоге сложилось представление о том, что ками, как и люди, могут нуждаться в спасении, которое достигается в соответствии с буддийскими канонами.
В искусстве Японии почти все национальные виды искусства имеют символику, которая зародилась еще при возникновении синтоизма, и смысл символов не изменился на протяжении многих веков. Важное значение в искусствах Японии имеют камни. Японцы считали, что места, окружённые камнями, избираются ками для постоянного пребывания, следовательно, эти места чисты и надёжны. Камень символизирует гору и обозначает покой и защищенность.