Внутри помещение стилизовано под рубку подводной лодки со всякими бутафорскими вентилями, мигающими лампочками и клапанами. Все это по ходу действия мигает зловеще-красным, шипит, завывает и выпускает клубы пара. Сюжет фильма прост и незатейлив — мы плывем на субмарине и наблюдаем жизнь глубоководных обитателей, плюс некоторое количество виртуальных спецэффектов подводного землетрясения, плюс реальная вибрация и наклон во все стороны кресел, расположенных на подвижных платформах... Плюс человек 100 синхронно (при каждом наклоне кресел) визжащих детишек. Ну, лично мне эти все диснейлендовские аттракционы только мешали, но сами по себе подводные съемки были великолепны! Демонстрировалось именно то, чего не увидишь через иллюминатор обсерватории: обитатели подводного мира, которые живут на глубине и к окошкам — на людей посмотреть и себя показать — не подплывают никогда. Особенно запомнилась колония донных угрей: на ровном песчаном участке дна они напоминают сюрреалистическую рощицу оживших спагетти, на самом же деле каждый сидит в своей отдельной норке, но кажется, что они растут прямо из песка. При малейшей опасности угри одновременно втягиваются в песок таким быстрым и неуловимым движением, как будто каждого просто вдернули в норку за хвост. И тем же манером, без каких-то видимых телодвижений, появляются снова: так зубная паста выдавливается из тюбика.
И вот — кульминация экскурсии: мы направляемся в подводную обсерваторию! Красивое белоснежное сооружение, похожее на гибрид маяка и летающей тарелки, заметно издалека и успело стать одним из символов Эйлата. Находится обсерватория на специально выбранном участке рифа и состоит из двух строений — старого и нового, соединенных тоннелем. На самом верху башни есть смотровая площадка. Взбираемся наверх, останавливаемся перевести дух — и крепкий морской ветерок тут же заколачивает последние остатки дыхания обратно в глотку. Причем попытка пройтись вокруг столба в поисках подветренной стороны ни к чему не приводит — ветер дует отовсюду. От открывшегося вида захватывает дух. Говорят, отсюда можно увидеть сразу четыре государства: Израиль, Иорданию, Египет и Саудовскую Аравию, на самом же деле же с такого расстояния никаких пограничных столбов и пограничников с мухтарами, конечно же, не разглядишь... Видны только игрушечные домики, порт Эйлата и прилепившиеся почти вплотную к нему такие же белые строения иорданской Акабы, длинный сверкающий на солнце язык Эйлатского залива (он же — Акабский), высокая сплошная стена лысых морщинистых гор с иорданско-аравийско-го берега и ряд невысоких "кротовых кучек" со стороны Израиля и Египта. На первый взгляд помещение подводной обсерватории не отличается от большого кольцевого аквариума на берегу: круглое, полутемное, со сплошным кольцом панорамных окон. Я слышала, как одна мама объясняла своему детенышу, что это уже не аквариум, а самое настоящее море, а детеныш, с явной снисходительностью к причудам этих взрослых, которые вечно норовят надурить маленьких, переспрашивал: "Как будто настоящее?" Если прекратить возбужденно метаться от одного окошка к другому, а просто остановиться у любого и спокойно понаблюдать, сразу становится видна разница между морем "как будто" и морем настоящим. Поле зрения ограничено не задней стенкой аквариума, а таинственной голубой Бесконечностью, которая сама решает, до каких пределов можно допустить любопытные взоры прилипших к окошкам человеческих существ. Вот прямо перед окном приветливая, освещенная солнцем полянка. Ровненькое песчаное дно, поросшее непременными "капустами", "сыроежками", "розами" и прочими морскими чудесами, для которых зашоренные мозги немедленно подбирают привычные земные аналогии.
Из соседнего окна никаких полянок не видно, только передний план с коралловым деревцем, явно считающим себя бонсаи. Все пространство над ним равномерно заполнено массой серебристых листиков — рыбешек, совершенно синхронно совершающих неожиданные повороты. Все это живое облако сверкает, искрится, находится в непрестанном движении, но в то же время остается на месте. Из намозоленного компьютерными игрушками подсознания выползает очередная недоуменная мысль: "Интересно, как они управляются с таким количеством персонажей одновременно?" Совершенно невозможно отказаться от мысли, что все они — творения гениального художника-мультипликатора, наделенного недюжинным чувством юмора. Смотровые иллюминаторы находятся под водой на глубине 5 м. Вокруг окон на узенькой террасе кораллы высажены искусственно, все остальное — настоящее.