Аруба
Аруба
Румыния
Румыния
Дания
Дания
Бутан
Бутан
Намибия
Намибия
Гонконг
Гонконг
Шри Ланка
Шри Ланка
Гондурас
Гондурас
Словения
Словения
Парагвай
Парагвай
Тувалу
Тувалу
Албания
Албания
Ирак
Ирак
Канада
Канада

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Ирак:

О стране
Все статьи


В Вавилоне

Колыбель цивилизаций

К развалинам Вавилона

В гости к пророкам

Эрбиль

Отдых в Ираке

За нашу и вашу свободу...

Ирак во мраке

Вторжение Турции в северный Ирак неизбежно

Маркетинг как средство выиграть войну в Ираке

Религия Ирака

История ядерной программы Ирака

Пятилетка демократизации Ирака

Вместе взять измором

Свобода не дается даром


Ирак - В Эль-Куфе, Эн-Неджефе и Кербеле

В Эль-Куфе, Эн-Неджефе и Кербеле

  

Подраздел: Cтатьи об Ираке | Ирак
Страницы: 1234567
В этот день к четырем часам утра в Кербеле у двух мечетей собирается огромная толпа народа и начинается аза, процессия огорчения.

Аза устраивается трех видов. Во главе самой простой и скромной процессии идут лица, бьющие себя в грудь. За ними идет хади — руководитель процессии, громко рассказывающий о трагедии Кербелы и гибели Хусейна. Второй по сложности процессией огорчения считается аза занажиль. Во главе ее также идет небольшая группа одетых в черные длинные рубахи мужчин, бьющих себя по плечам и спине цепями. Иногда к цепям припаиваются мелкие гвоздики, разрывающие рубаху и рассекающие тело. Как и в первом случае, идущий за ними хади рассказывает о битве при Кербеле и гибели Хусейна. Третий и самый сложный вид аза называется аза камат. Камат — обоюдоострый длинный палащ, которым наносят себе удары по голове мужчины, идущие во главе этого траурного шествия. Ими бывают, как правило, фанатики или лица, давшие обет принять участие в аза камат, если Хусейн поможет в исполнении их желаний. Я знал одного иракца, который дал обет трижды принять участие в аза камат, если у него родится сын.

Мужчинам, идущим во главе аза камат, выбривают на голове от лба к затылку широкую полосу. Три-четыре раза они ударяют по этому месту острием палаша и рассекают кожу. Кровь струится по лицу, по белой рубахе, но они продолжают бить себя по голове палашом, но уже плашмя. Некоторые в экстазе ударяют себя так сильно, что теряют сознание и их увозят в ближайшую больницу на санитарной автомашине, которая сопровождает аза камат. По сие окончания шествия рану на голове залепляют глиной с добавлением каких-то народных снадобий.

Все процессии начинаются у мечетей Хусейна и Аббаса и к ним возвращаются. Они проходят в музыкальном сопровождении: ритм отбивают барабан и медные тарелки, а все присутствующие скандируют фразы, выкрикиваемые хади, или в ритм барабанному бою кричат: «Та-та Хайдар, та-та Хайдар».

Такие траурные шествия 10-го мухаррама устраиваются также и в городах Эль-Куфе, Эн-Неджефе и пригороде Багдада — Эль-Казымайн, где похоронены два шиитских имама.

За несколько дней до траурных шествий в Кербеле и других религиозных центрах шиитов устраиваются ташабих — театрализованные представления, в которых воспроизводится битва под Кербелой во всех деталях. Зрители, присутствующие на представлениях, часто бросают грязью и камнями в убийц Хусейна. На эти роли обычно трудно найти исполнителей.

УхайдырКоролевское правительство Ирака препятствовало организации ташабих и особенно аза, руководствуясь при этом не столько желанием запретить древние изуверские обычаи, сколько политическими соображениями. Ташабих и аза были удобны для проведения антиправительственной пропаганды. Часто хади вместе с рассказами об убийстве Хусейна проводил аналогии и с современностью. Ведь король Ирака, его правительство, большинство представителей правящего класса были суннитами, так же как и солдаты халифа, убившие Хусейна, и поэтому у шиитов, представлявших в большинстве своем неимущие слои населения, к классовой ненависти в отношении правителей королевского Ирака примешивалась религиозная неприязнь.

Во время траура, продолжающегося сорок дней, на улицах Кербелы не услышишь музыки, громких разговоров. Все ходят со скорбными лицами. В некоторых местах стены домов затянуты черными полотнищами. Здесь собираются члены благотворительной организации «Джамия Хусейния», читают Коран, вспоминают предания о гибели халифа Али и имама Хусейна. Многие постятся, хотя это и не обязательно.

После окончания траура устраивается большой праздник. В семьях состоятельных людей готовят пшеничную кашу — гарису. Ею оделяют родственников, соседей и знакомых, которые зайдут в этот вечер.

В 50 километрах от Кербелы на открытом пустынном участке, заросшем верблюжьей колючкой, около вади Убейд стоит огромный средневековый замок. Чтобы попасть к нему, я около часа пылю на автомашине по широкой проселочной дороге. Примерно на полпути с невысокой гряды холмов открывается вид на соленое озеро Бахр аль-Милых, в котором кончаются все воды юго-восточной части Аравийской пустыни. У небольшой деревушки, состоящей из четырех-пяти сариф и десятка черных бедуинских палаток, развилка двух дорог. Одна дорога ведет на запад, другая — на юго-запад, к Ухайдыру, так называется этот таинственный замок. После деревни появляется зонтик одинокой пальмы, видимой издалека на слегка холмистой равнине. Иногда на сером горизонте можно заметить движущиеся точки. Там пасутся верблюды.

Ухайдыр виден за несколько километров.

 Страницы: 1234567

С этой статьей об Ираке также читали:

  Стены в Багдаде – реванш за неудачный раскол страны

  Ирак: что мы знаем об этой стране

  Есть ли у женщины душа?

  Встреча в придорожной харчевне

  По каменистым тропам Сирийской пустыни

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU