![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Ирак: ![]() ![]() В Вавилоне Колыбель цивилизаций К развалинам Вавилона В гости к пророкам Эрбиль Отдых в Ираке За нашу и вашу свободу... Ирак во мраке Вторжение Турции в северный Ирак неизбежно Маркетинг как средство выиграть войну в Ираке Религия Ирака История ядерной программы Ирака Пятилетка демократизации Ирака Вместе взять измором Свобода не дается даром |
С высоты семи тысяч метров пустыня похожа на причудливо раскинувшееся дерево. В кирпично-красной безбрежной пустыне только в ее самых низких местах, где скапливается вода во время дождей, возможно земледелие. Поля там дают скудный урожай, да и то при условии дождливой зимы и нежаркой весны. Вот появляется в виде буквы омега греческого алфавита голубая излучина Евфрата. В месте впадения сухих русел в Евфрат видны прямоугольники финиковых плантаций. Вдалеке показывается неясная пунктирная линия телеграфных столбов. Они идут вдоль нефтепровода Киркук — Хайфа, который не действует со времен Палестинской войны 1948 года. О том, что когда-то по этой пустыне бежала река нефти, напоминает лишь несколько серебристых шашек нефтяных баков. И опять ровная бурая пустыня. Голубое пятно внизу — озеро Хаббания. С семикилометровой высоты озеро похоже на выплеснутую из стакана воду. После Хаббании вновь появляются замысловатые кружева русла Евфрата. Все чаще и чаще попадаются обработанные участки полей с двумя-тремя домиками. Во всех направлениях протянулись оросительные каналы с высокими берегами. Во время паводков они помогают собирать излишнюю воду. Еще несколько минут, и показывается река Тигр, на которой стоит Багдад. Из столицы я еду в город Рамади на автомобиле. Первый крупный город на моем пути — окружной центр Эль-Фаллуджа. Шоссе пронизывает город и перебегает Евфрат по мосту с односторонним движением. Городские постройки — лавки, магазины, гаражи тяготеют к шоссе, самой оживленной магистрали города.
На 50-м километре после Фаллуджи поворачиваем влево к озеру Хаббания. Дорога взлетает на невысокое плато, где находится один из аэродромов бывшей английской военной базы. У обочины дороги, ведущей к озеру, сидят, как грибы, через каждые 300—400 метров бетонированные доты. Через узкие щели своих низких колпаков, сливающихся по цвету с пустыней, они враждебно смотрят на дорогу. Сейчас доты пусты. Английские солдаты, которые сидели в них, в 1958 году покинули базу Хаббания по требованию иракского правительства. Через несколько минут открывается вид на озеро. Ранним утром озеро подернуто дымкой, и противоположный берег только угадывается в легком тумане. На берегу два рыбака в закатанных до пояса рубахах, натужно кряхтя, выталкивают на мокрый песок тяжелую лодку. Озеро Хаббания и его окрестности считаются хорошим местом отдыха. На песчаном пляже построены уютные кабины, ресторан, лодочная станция. Однако местность совершенно лишена растительности. Тонкие прутики недавно высаженных эвкалиптов и туй, протянувшиеся вдоль берега, почти не дают спасительной тени. Бассейн озера играет важную роль в системе регулирования стока вод Евфрата. Река берет начало в горах Восточной Анатолии, и поэтому максимальный подъем воды приходится на период таяния снегов на горных вершинах — апрель — май — июнь. Если нормальный расход воды в Евфрате в районе города Хита, считающегося началом Месопотамской низменности, составляет около 830 куб. м/сек, то во время паводка в этом же районе расход воды достигает 6000 куб м/сек. Еще до второй мировой войны был прорыт восьмикилометровый, замыкаемый створчатой плотиной канал Варрар от Евфрата у города Рамади до озера Хаббания, обеспечивающий прием почти половины максимального количества воды во время паводка на Евфрате. В пятидесятых годах была построена еще одна плотина на Евфрате у города Рамади протяженностью около 200 метров. И та и другая плотины представляют собой железобетонные сооружения с системой металлических заслонок, позволяющих регулировать сток Евфрата и отводить часть его паводковых вод в озеро Хаббания, а в период летне-осенней межени спускать из него часть воды обратно. Миновав Варрарскую плотину у Рамади, я выезжаю на дорогу, ведущую в город Рутбу на крайнем западе Ирака. Движение на дороге очень оживленное. Ежесуточно около 200 огромных грузовиков доставляют из Иордании, Сирии и Ливана в Ирак, Кувейт, Бахрейн и восточные районы Саудовской Аравии фрукты, овощи и другие товары. Ирак сохранил свое положение перевалочного пункта древности.
| |||||||||
|