![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Ирак: ![]() ![]() В Вавилоне Колыбель цивилизаций К развалинам Вавилона В гости к пророкам Эрбиль Отдых в Ираке За нашу и вашу свободу... Ирак во мраке Вторжение Турции в северный Ирак неизбежно Маркетинг как средство выиграть войну в Ираке Религия Ирака История ядерной программы Ирака Пятилетка демократизации Ирака Вместе взять измором Свобода не дается даром |
В 100 километрах на север от Эн-Неджефа лежит город Кербеле. Ее восьмидесятитысячное население состоит только из шиитов. Пребывание приверженцев другого толка ислама — суннитов, в городе считается нежелательным, не говоря уже о христианах, котдрым запрещено жить и работать в Кербеле. И это понятно, в городе расположена одна из самых почитаемых святынь шиитов — могила внука пророка Мухаммеда - Хусейна. 100 километров, разделяющие Эн-Неджеф и Кербелу, паломники раньше проходили за четыре дня. Для отдыха в пустыне в двухстах метрах от теперешней асфальтированной дороги, есть постоялые дворы, четырехугольные, крепостного вида сооружения с башнями и толстой кирпичной стеной. Первый из них называется хана-руба. Хана —постоялый двор, а руба — четверть, хана-ныеф — половина. Пройдя за день четверть пути, путники останавливались на ночлег в хана-руба, на следующий день они проходят еще четвертую часть пути и останавливаются на отдых в хана-ныеф, затем еще отрезок пути и отдых в хана-руба, и к вечеру четвертого дня приходят к Кербелу. Сейчас паломники лишь мельком успевают взглянуть из проносящихся на огромной скорости современных междугородных автобусов и легковых автомашин на пустые постоялые дворы, дававшие приют их дедам и служившие зачастую надежной защитой от разбойников и грабителей. Редко какой-нибудь любознательный паломник съедет с шоссе, чтобы осмотреть постоялый двор. Внутри его неуютно: ветер крутит обрывки бумаги, в углу свалены пустые консервные банки, а кирпичные стены исцарапаны надписями. Лишь кочевники, пасущие стада в пустыне, охотно отдыхают в жару в тени высоких стен. Шииты признают право на руководство мусульманской общиной только за прямыми потомками пророка, то есть детьми его дочери Фатымы и халифа Али. Арабские историки свидетельствуют, что именно поэтому второй сын халифа Али — Хусейн, человек решительный и смелый, решил начать борьбу за власть, опираясь на иракских шиитов. После смерти халифа Муавии он отказался присягнуть в верности его наследникам и перебрался в Мекку, где стал готовиться к выступлению. Однако население мусульманской столицы Ирака не оказало ему поддержки. Это было в 680 году. Небольшой отряд Хусейна занял оборону. Наступающие засыпали канал, идущий к лагерю, и осажденные остались без воды. Изнывающие от жары, ослабевшие от жажды, на десятый день осады члены отряда Хусейна бросились в бой и в безнадежном сражении были перебиты. С тех пор это событие шииты называют «трагедией Кербелы» и ежегодно отмечают месяц траура и скорби по великомученику Хусейну. Мечеть, возведенная над могилой Хусейна, не отличается по своей архитектуре от мечети Али в Эн-Неджефе. Четверо высоких ворот, выложенных изразцами и инкрустированных перламутром, обширная площадь — сухн, в центре которой находится мавзолей с усыпальницей за серебряной решеткой. Купол и минареты покрыты золотыми пластинами. Над ними в знак вечного траура развеваются черные знамена. Сухн в некоторых местах покрыта циновками, на которых спят в рамадан мусульмане. Я видел через открытые ворота, как мальчишки играли в салочки и, зажав в зубах подолы длинных рубах, бегали друг от друга, перепрыгивая через спящих. За воротами, в тихих уголках, начертив на земле сетку, девочки, как все девочки в мире, играли в классики. Они бросали в квадраты пустую банку из-под гуталина и, придерживая спадающую с узких плеч абаю, старательно прыгали на одной ноге. В Кербеле женщины не могут появляться на улице без абаи, и даже маленькие девочки, играя в свои нехитрые игры, надевают эту черную шелковую хламиду. В другом конце города над могилой Аббаса — брата Хусейна, убитого вместе с ним в бою,— построена вторая мечеть, копия первой по архитектуре и внутреннему убранству. Но она несколько скромнее отделана снаружи: купол покрыт золотыми пластинами, но минареты облицованы простой керамикой. Над высокими стенами мечети Хусейна и Аббаса и над примыкающими к ним зданиями трепещут на ветру зеленые, черные и красные полотнища. Зеленый цвет — традиционный цвет ислама. Под зеленым знаменем мусульмане завоевали половину известного им мира.
| |||||||||
|