![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Индия: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Индия: страна, где сбываются мечты Яма, нияма, асана, пранаяма* Родина слонов. Индия Как выжить в Гоа новичку? Заметки параноика Чего не стоит делать в Индии Туристический рай на Гоа Традиционный индийский наряд невесты Магия и величие Гималаев Ченнай-Мадрас Столица княжества Хайдерабад Ворота провинции Раджастан Сариска Чудесные Раджастанские заповедники Музей раджи Келкара Пондичери |
Зато в Золотой храм Варанаси, а также в главный храм Падманабхасвами столицы Кералы города Тривандрум меня как иностранку совсем не пустили. Я понимала, что спросив разрешения войти, совершила ошибку: моя этнически неопределенная внешность давала мне шанс побывать там, куда вход европейцу заказан. Вообще, чтобы в Индии больше увидеть, следует ходить одному. Одинокий путешественник, ведущий себя пристойно и уважительно, и к тому же выказывающий терпение и настойчивость, скорее всего, встретит всюду понимание, и на всякое правило будет найдено исключение именно для вас. За всякую принесенную жертву следует вознаграждение. В Индии со мной такое бывало слишком часто, чтобы посчитать это только случайностями. По дороге в штат Кералу, чьи храмы отличаются своей закрытостью для иностранцев, в поезде я познакомилась с брахманской семьей господина К.К.Раманом Намбудирипад, который пригласил меня в гости к себе в деревню, где я увидела столетние дома представителей разных каст и много такого, что обычно не удается увидеть европейцам. Потом меня пригласили в гости к местному адвокату Раджмохану, который к тому же оказался активным деятелем Коммунистической марксисткой партии Кералы. Я была первым человеком из России, которого он в своей жизни видел, и мы долго разговаривали о коммунизме. Итак, я оказалась гостьей местной влиятельной семьи. Благодаря этому, я не только попала во все внутренние помещения керальского храма (редкое для иностранки счастье!) - мне позволили абсолютно все, снаружи и внутри! Тут никто на меня не шипел, наоборот: люди расступались, пропускали вперед, уступали мне лучшие места, откуда открывались самые удачные виды. Итак - дар, продажа, разбой, попрошайничество, закрытие и приоткрытие завесы священной тайны. Все это я пережила, посещая разные индуистские храмы.Что же лежит в основе представления о храмовой святыне? Почему в одних случаях ее лицезрение и даже фотосъемка оказывается столь легким, в других - невозможным? Дело в том, что каждый храм в Индии похож на человека. Он имеет свою биографию. Это и владельцы, и священники, обслуживающие храм. Это их очень конкретные традиции, обычаи, нравы, привычки, это их взаимоотношения с местными жителями и с нами, иноземцами. Наконец, это и наш личный путь, приводящий нас к этому храму. В каком качестве вы войдете сюда, что ожидая, на что надеясь, чего желая, в том числе, и по большому счету? Храм - это не тело бога, это душа человека, поэтому они непредсказуемы. Одно и то же ваше действие может повлечь за собой разные последствия: восторг, равнодушие, ярость. Тем не менее, искренность, честность, целеустремленность и доброжелательность - универсальный ключ к вратам храма, так же как человеческим душам.
Архитектор Рагхурадж Кишор, работая над чертежами храмов в Кхаджурахо, выявил особенности дизайна, которому следовали средневековые архитекторы и скульпторы тысячу лет назад. Это была позиция сидящей женщины: ее ступни соответствуют главной лестнице, подъем голени и колени - входным беседкам-галереям мандапа, линия спины и голова - главной башне шикхара. Святыня же святых, гарбха-гриха, буквально «лоно-дом», конечно, и формально, и символически аналогичны ее чреву. Таким образом, всякое вхождение в индуистский храм привязывается к любовному соединению и к зачатию. Все, кроме главной, святыни храма, оказываются ее «одеждой» или «украшениями», ее более или менее временными принадлежностями. Главная святыня может значительно уступать второстепенным по многим статьям: скульптуры на галереях могут быть гораздо древнее, ценнее по художественному признаку, интереснее и для исследователя, и для рядового наблюдателя. Но по священной иерархии храма главный идол - пусть даже сделанный из папье-маше - несравним ни с одной из них. И перед входом в его обитель, на стенах будут грозно пылать намалеванные краской или мелом надписи на местных языках и на английском - No photo!, даже если все остальное в храмовом пространстве фотографировать можно. Главная святыня подобна священному зародышу, обитающему в священном лоне богини. Религиозного индийца, входящего в храм или в женщину, охватывают сходные чувства причастности к великому началу и бесконечному продолжению Вселенной. Отсюда берет исток представление о «храме любви», соединяющем эротику и священное, столь характерное для индуизма и часто столь трудно понимаемое людьми, исповедывающими иные религии. Отсюда же происходит и ревностное отношение к главному идолу: ведь именно здесь скапливается божественная энергия, здесь происходит мистерия зарождения жизни, и от правильного поведения здесь зависит судьба храма, всей округи, каждого отдельного человека, и, в конечном итоге, всего мира.
Перепубликация с www.turizm.ru
| |||||||||
|