![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Индия: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Индия: страна, где сбываются мечты Яма, нияма, асана, пранаяма* Родина слонов. Индия Как выжить в Гоа новичку? Заметки параноика Чего не стоит делать в Индии Туристический рай на Гоа Традиционный индийский наряд невесты Магия и величие Гималаев Ченнай-Мадрас Столица княжества Хайдерабад Ворота провинции Раджастан Сариска Чудесные Раджастанские заповедники Музей раджи Келкара Пондичери |
Нанак утверждает, что в глазах Бога все равны: для него "нет ни индуса, ни мусульманина". Нанак страстно осуждал кастовую систему: хотя она и возникла на основе разделения людей по ремёслам и профессиям, но на практике привела к возникновению социальных различий между людьми, причём шудры были сведены до положения неприкасаемых. Нанак осуждал кастовую систему также из-за лицемерия некоторых брахманов, учивших, по сути, идолопоклонству, носивших на лбу метку своего сословия и совершавших религиозные обряды, чтобы постичь Божественное Откровение, но ничего не делавших для освобождения своих ближних из пут религиозного и социального неравенства. Поскольку все равны, заявлял Нанак в "Вар Мальхар", то боятся следует не людей, а единственно Высшего Бога. Чтобы создать бескастовое общество, Нанак ввёл во всех сикских храмах и центрах обычай гуру ка лангар, то есть "стол гуру": так называлось нечто вроде бесплатных столовых. В лангаре люди садились рядом друг с другом независимо от их касты, и Нанак обедал вместе с ними. В учении Нанака явственно ощущается дух демократии, равенства, мира и единства между людьми.
Отдельные идеи, определявшие воззрения Нанака, можно обнаружить и в рамках иных вероисповеданий. Так, например, святые — бхакты и суфии — проповедовали равенство людей, всемогущество Бога и любовь к человечеству, добродетель, правдивость и доброту, соответственно осуждая кастовую систему. Однако Нанак сумел прямо поведать о своих идеях простым людям. Свои мысли он выражал языком, который был удобопонятен народным массам. Поэтому бани, то есть слово, Нанака могло служить и молитвой, и прямым советом о том, как стать хорошим человеком. Именно это и определяет уникальность вклада Нанака в восточную религиозную мысль. Нанак осуждал все формы религиозного фанатизма и из всех существующих вероисповеданий отбирал то, что наиболее годилось для возвышения простого человека в эпоху социально-религиозных разногласий. Благодаря ему многих людей перестала удручать мысль о том, что им не достичь духовного совершенства в своей жизни, поскольку они не могут совершить предписанного паломничества, необходимого для обретения спасения. Отмена кастовой системы в религиозном учении Нанака сделала его идеи доступными для всех сословий, для всех мужчин и женщин, внушая угнетённым массам чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах. Всё это принесло надежду на достижение общественного согласия и создало чувство единства, помогавшее укрепить узы общины в решающий момент истории Индии. Философия Нанака оказала значительное влияние на его современников и стала основой религии сикхизма. Девять его преемников, последним из которых был гуру Гобинд Сингх, подражали его жизни и пестовали его идеи, которые продолжают вдохновлять сикхов и поныне. Нанди Бхатиа
Перепубликация с www.bharatiya.ru
| |||||||||
|