![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Индия: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Индия: страна, где сбываются мечты Яма, нияма, асана, пранаяма* Родина слонов. Индия Как выжить в Гоа новичку? Заметки параноика Чего не стоит делать в Индии Туристический рай на Гоа Традиционный индийский наряд невесты Магия и величие Гималаев Ченнай-Мадрас Столица княжества Хайдерабад Ворота провинции Раджастан Сариска Чудесные Раджастанские заповедники Музей раджи Келкара Пондичери |
Итак, в Бхагавадгите указываются три пути к освобождению: [по]знание, действие и богопочитание. Поначалу Кришна заявляет, что лучше всего путь богопочитания, затем идёт путь действия, а затем уже путь [по]знания. Однако учение Бхагавадгиты стремится к гармонии. В лучших индийских традициях оно предпочитает утверждать "и то, и другое", а не "или/или". Поэтому в конце концов Кришна говорит, что лучше всего сочетать все три пути. И действительно, Шанкара, один из самых выдающихся индийских мыслителей, сочетал в своей жизни все эти пути. В Гите указывается, что лучший путь каждого отдельного человека определяется его "гунной" природой. Для брахмана наилучшим будет путь [по]знания, а для воина предпочтительнее путь действия. Кришна полагает, что женщины, ремесленники и даже шудры сочтут путь богопочитания более соответствующим их природе.
Замечательная черта Бхагавадгиты —провозглашаемая в ней веротерпимость. Кришна говорит: "В каждом, кто поклоняется какому бы то ни было божеству, стремясь почтиь его верой, Я укрепляю его веру" (7.21). Поэма вносит также определенное смягчение в положение людей, стоящих на низких ступенях социальной лестницы. Кришна указывает, что путь богопочитания открыт для женщин и шудр. Таким образом религиозная жизнь предстает доступной любому человеку. Война между Кауравами и Пандавами символизирует борьбу между добром и злом, идущую в сердце каждого человека. Совет, данный Кришной Арджуне, заключается в том, что человеку нельзя покидать поля битвы: он должен сражаться за добро против зла. Чтобы стяжать успех в этой битве, человек должен стать дисциплинированным, подчинить собственные чувства, одолеть привязанности и вожделения. Он должен стать карма-йогином. Шанкара, первый великий комментатор Бхагавадгиты, решительно отстаивал путь [по]знания, утверждая, что только он ведёт к мокше. В его истолковании Гиты путь действия и путь богопочитания предстают подготовтельными этапами по отношению к [по]знанию. Напротив, Рамануджа, бывший великим почитателем Вишну, объявил в своих комментариях путь богопочитания основным, а два других — вспомогательными. Бхагавадгита по достоинству заняла место среди величайших творений духовной литературы, став для бесчисленных миллионов людей картой и путеводителем в их пути через превратности жизни, ведущем к высшему благу. Нараян Чампават
Перепубликация с www.bharatiya.ru
| |||||||||
|