Палау
Палау
Ботсвана
Ботсвана
Гайана
Гайана
Джибути
Джибути
Тувалу
Тувалу
Непал
Непал
Бразилия
Бразилия
Германия
Германия
Япония
Япония
Кения
Кения
США
США
ЮАР
ЮАР
Румыния
Румыния
Словакия
Словакия

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Индия:

О стране
Информация о визе
Прокат автомобиля
Памятка туриста
Достопримечательности
Экскурсии
Гостиницы и отели
Все статьи


Индия: страна, где сбываются мечты

Яма, нияма, асана, пранаяма*

Родина слонов. Индия

Как выжить в Гоа новичку? Заметки параноика

Чего не стоит делать в Индии

Туристический рай на Гоа

Традиционный индийский наряд невесты

Магия и величие Гималаев

Ченнай-Мадрас

Столица княжества Хайдерабад

Ворота провинции Раджастан

Сариска

Чудесные Раджастанские заповедники

Музей раджи Келкара

Пондичери


Индия - Карма - йога: путь действия

Карма - йога: путь действия

  

Подраздел: Cтатьи об Индии | Индия
Страницы: 12

КришнаЗадача Кришны в Бхагавадгите состоит в том, чтобы указать Арджуне на его обязанности и в то же время наметить ему путь к мокше, то есть к освобождению. Арджуна — воин, и его дхарма заключается в том, чтобы вести праведную войну. Его собственное благо, как и благо всего общества, требует, чтобы он исполнял свой долг. Если Арджуна пойдёт по пути воина, то он обретёт одобрение общества и самоуважение и достигнет небес. Но как же быть с мокшей? Исполнением долга можно достичь небес, но не мокши. Согласно упанишадам, единственный путь к освобождению — это джняна-йога (jnana-yoga), то есть йога [по]знания, которая даёт знание о том, что атман и Высшее начало едины, а эмпирический мир обладает низшим уровнем реальности. Кришна не отвергает этого пути. Однако он говорит, что для таких людей, как Арджуна, а также для большей части человечества, есть и лучший путь. Это карма-йога (karma-yoga), то есть йога действия.

Большинство людей действуют из желания получить какую-либо личную выгоду. В Бхагавадгите эта личная выгода, получаемая благодаря действию, называется его "плодом". Кришна утверждает, что не действие само по себе, а только действие, совершаемое ради обретения "плода", привязывает человека к колесу новых рождений. Если человек действует, не привязываясь к плодам своих действий (нишкама-карма, niskama-karma), то это действие не имеет никаких кармических последствий. Но для чего же действовать, если не привязываться к плодам своих действий? Кришна отвечает: "имея в виду всеобщее благо" (лока-санграха, 3.20, 25, 31). Кришна говорит о самом себе, что он лишён всякой личной заинтересованности, но тем не менее действует, чтобы поддержать мировой порядок. Важнейшее нравственное учение Бхагавадгиты — нишкама карма (niskama-karma): каждый должен исполнять свой долг ради общего блага, не привязываясь к плодам своих действий.

Таким образом, наряду с джняна-йогой Кришна признаёт и карма-йогу как путь достижения мокши. Более того, карма-йогу он рекомендует как предпочтительную, поскольку она ведёт к общему благу, а также потому, что "гунная" природа человека требует действия.

Итак, мы видели, как карма-йога ведёт ко благу, устраняя кармические последствия действия — но как она ведёт к мокше? Вспомним о том, что мокша заключается в осознании подлинной природы личности — атмана. Забывать об этом заставляет беспокойная природа ума. Человек, осуществляющий карма-йогу, лишается желаний, он прекращает судорожную гонку за счастьем, его уже не могут поколебать всевозможные бедствия. Такой человек свободен от аффектов, страха и гнева; он не привязывается к выгоде или ущербу, испытывая безразличие к ним. Его чувства отвлекаются от своих объектов, и он находится в мире, будучи не от мира. Ум такого человека достигает полного умиротвоения. Он осознаёт, что его подлинная природа — атман, и достигает освобождения.

До сих пор в наставлениях Кришны ничего не говорилось о Боге. Однако на деле Кришна — Высшее Существо. Он творит и поддерживает Вселенную. Он — основа мира, являющегося лишь Его частицей. Он несравненно значительнее мира. Когда Арджуна в 11-й главе спрашивает Кришну, не соблаговолит ли Он явить Арджуне свою вселенскую форму, Кришна наделяет его особым зрением, позволяющим увидеть Его потрясающую теофанию. Арджуна видит, как целые вселенные создаются и разрушаются в теле Кришны. Гита излагает концепцию инкарнаций Бога (аватара, avatara). Кришна — аватара Верховного Бога, Вишну. Кришна говорит: "Всякий раз, когда дхарма приходит в упадок и преобладает адхарма [неправедность, беззаконие], Я являю Себя [то есть свою аватару]" (4.7).

Кришна провозглашает и третий путь к мокше: йогу любовного поклонения Богу (бхакти-йога, bhakti-yoga). Бхакти — это неповторимое отношение между Богом и человеком, основанное на взаимной любви. Бог — не только Господь, но также и друг, брат, сын или возлюбленный. Во время своего пребывания на Земле Кришна играл все эти роли. Если человек искренне поклоняется Богу, то Бог освобождает его из круга перевоплощений и отводит ему место рядом с Собой. Кришна говорит Арджуне:

Кто трудится ради Меня, кто считает Меня Всевышним, кто поклоняется Мне, кто свободен от привязанностей и враждебности ко всем существам, тот приходит ко Мне (11.55).

 Страницы: 12

С этой статьей об Индии также читали:

  Последний приют падишахов

  Слава Кумбхе, слава Гангу

  Закинул старик невод в Аравийское море

  Дорога с примечаниями

  Праздник Холи

© 2004—2025 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU