![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Индия: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Индия: страна, где сбываются мечты Яма, нияма, асана, пранаяма* Родина слонов. Индия Как выжить в Гоа новичку? Заметки параноика Чего не стоит делать в Индии Туристический рай на Гоа Традиционный индийский наряд невесты Магия и величие Гималаев Ченнай-Мадрас Столица княжества Хайдерабад Ворота провинции Раджастан Сариска Чудесные Раджастанские заповедники Музей раджи Келкара Пондичери |
Большинство людей действуют из желания получить какую-либо личную выгоду. В Бхагавадгите эта личная выгода, получаемая благодаря действию, называется его "плодом". Кришна утверждает, что не действие само по себе, а только действие, совершаемое ради обретения "плода", привязывает человека к колесу новых рождений. Если человек действует, не привязываясь к плодам своих действий (нишкама-карма, niskama-karma), то это действие не имеет никаких кармических последствий. Но для чего же действовать, если не привязываться к плодам своих действий? Кришна отвечает: "имея в виду всеобщее благо" (лока-санграха, 3.20, 25, 31). Кришна говорит о самом себе, что он лишён всякой личной заинтересованности, но тем не менее действует, чтобы поддержать мировой порядок. Важнейшее нравственное учение Бхагавадгиты — нишкама карма (niskama-karma): каждый должен исполнять свой долг ради общего блага, не привязываясь к плодам своих действий. Таким образом, наряду с джняна-йогой Кришна признаёт и карма-йогу как путь достижения мокши. Более того, карма-йогу он рекомендует как предпочтительную, поскольку она ведёт к общему благу, а также потому, что "гунная" природа человека требует действия. Итак, мы видели, как карма-йога ведёт ко благу, устраняя кармические последствия действия — но как она ведёт к мокше? Вспомним о том, что мокша заключается в осознании подлинной природы личности — атмана. Забывать об этом заставляет беспокойная природа ума. Человек, осуществляющий карма-йогу, лишается желаний, он прекращает судорожную гонку за счастьем, его уже не могут поколебать всевозможные бедствия. Такой человек свободен от аффектов, страха и гнева; он не привязывается к выгоде или ущербу, испытывая безразличие к ним. Его чувства отвлекаются от своих объектов, и он находится в мире, будучи не от мира. Ум такого человека достигает полного умиротвоения. Он осознаёт, что его подлинная природа — атман, и достигает освобождения. До сих пор в наставлениях Кришны ничего не говорилось о Боге. Однако на деле Кришна — Высшее Существо. Он творит и поддерживает Вселенную. Он — основа мира, являющегося лишь Его частицей. Он несравненно значительнее мира. Когда Арджуна в 11-й главе спрашивает Кришну, не соблаговолит ли Он явить Арджуне свою вселенскую форму, Кришна наделяет его особым зрением, позволяющим увидеть Его потрясающую теофанию. Арджуна видит, как целые вселенные создаются и разрушаются в теле Кришны. Гита излагает концепцию инкарнаций Бога (аватара, avatara). Кришна — аватара Верховного Бога, Вишну. Кришна говорит: "Всякий раз, когда дхарма приходит в упадок и преобладает адхарма [неправедность, беззаконие], Я являю Себя [то есть свою аватару]" (4.7). Кришна провозглашает и третий путь к мокше: йогу любовного поклонения Богу (бхакти-йога, bhakti-yoga). Бхакти — это неповторимое отношение между Богом и человеком, основанное на взаимной любви. Бог — не только Господь, но также и друг, брат, сын или возлюбленный. Во время своего пребывания на Земле Кришна играл все эти роли. Если человек искренне поклоняется Богу, то Бог освобождает его из круга перевоплощений и отводит ему место рядом с Собой. Кришна говорит Арджуне: Кто трудится ради Меня, кто считает Меня Всевышним, кто поклоняется Мне, кто свободен от привязанностей и враждебности ко всем существам, тот приходит ко Мне (11.55).
| |||||||||
|