![]() |
|
Статьи о странах | АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ |
Китай: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Жилые постройки в Китае О Пекин! Бейдайхэ Китай для туристов Пекинский Китай Путеводитель Китая Красоты Китая Праздника много не бывает. Китайский Новый год Многоликая Сунька Божественная нить Великой китайской стены Хуньчунь: близкий и неизведанны Китай по карману Китайский Остров Свободы Гугун, запретный город Суйфэньхэ: шокирующая Азия! |
Здесь читателю впору возмутиться и сказать: а кто ты, собственно говоря такой, гвайло Носик, чтобы рассуждать здесь о необходимости кунг-фу, если сам ты в этой восточной науке - ни ухом, ни рылом? И я, конечно, устыжусь собственного апломба, но найду, что сказать в мое оправдание. Для этого вернемся в заснеженную Москву образца 1987 года (да простит мне читатель это лирическое отступление, клянусь, что оно - последнее). В бытность мою завсегдатаем Коктебеля, я водил дружбу с Л. Аркадьевичем Л. Дружба эта прервалась не то чтобы трагически, но довольно круто - и сегодня, проезжая по Ибн-Гвироль мимо новой квартирки Л. Аркадьевича, я не помышляю даже зайти: выставят без церемоний. А раньше бывало сиживали мы с Аркадьевичем на краю отвесной крымской скалы или за чашкой чая в московской квартире - и разговаривали за жизнь. Л. Аркадьевич Л. стремился быть суперменом и следовал в достижении этой своей цели совету незабвенного председателя пробирной палатки: если хочешь быть суперменом - будь им. Он им и был: владел ивритом и японским, имел разряд по всем видам спорта, в большом теннисе побил бы самого Борю Беккера (мешала только крайняя занятость обоих, да железный занавес, не пропускающий резиновых мячей)... И уж конечно Л. Аркадьевич был мастером кунг-фу. Какого цвета был у него дан - сегодня уже не припомню, да оно и неважно. Во всяком случае, друг моих суровых дней нередко демонстрировал мне свои навыки в этом боевом искусстве (поскольку показать приемы тенниса ни на краю скалы, ни в наших с Аркадьевичем хрущобах не было возможности). Демонстрация приемов сопровождалась подробными объяснениями, и некоторые из них я, как ни странно, запомнил по сей день. Хотя в те дни, когда эти объяснения звучали в моей квартире, более всего меня заботило желание увернуться от стальной пятки Л. Аркадьевича, посылаемой (в такт словам) по направлению моего левого уха или правого яйца. - Главное в кунг-фу - это непрерывность движений, - говорил, бывало, Л. Аркадьевич Л., делая замах ногой от книжного шкафа. - Каждое новое перемещение ударной поверхности должно быть продолжением предыдущего, плавно вытекать из него и переходить в следующее. Труднее всего научиться этой плавности, этой взаимосвязи всех движений тела, этому превращению всего костно-мышечного аппарата в единый механизм, который целиком подчинен заранее намеченному рисунку движения...
Может быть, Л. Аркадьевич Л. говорил совершенно другими словами, но я воспроизвожу его объяснения так, как я их запомнил - запрятал в дальнем тайнике своей памяти, чтобы через пять лет, внезапно и совершенно отчетливо вспомнить обратно, ступив на китайскую землю. Когда говорят о китайцах и кунг-фу - на память немедленно приходит монастырь Шаолинь, откуда, согласно легенде, берет начало это всемирно признанное боевое искусство. Монастырь, затерянный в горах провинции Хенань, в 80 километрах от административного центра Женгжоу, является из-за своей репутации подлинной туристической меккой: все подступы к нему завалены пустыми сигаретными пачками, упаковками из-под фотопленок, выброшенными целофановыми пакетами с остатками походного ленча, обертками от гамбургеров и кентукских жареных цыплят, жестянками из-под баночного пива, битым бутылочным стеклом и прочими атрибутами современного цивилизованного паломничества. Туристы, прибывающие в Шаолинь тысячами на рейсовых автобусах и маршрутках от расположенных в провинции гостиниц и железнодорожных станций, желают убедиться, что именно здесь - в этих полуобвалившихся стенах, в этих обшарпанных и покосившихся приземистых зданиях - буддийские монахи с пятого столетия совершенствуют искусство, подарившее миру Брюса Ли и Дэвида Керрадайна. Легенда гласит, что монахи Шаолиня пользовались своим боевым искусством для борьбы с иноземными захватчиками. Если читатель помнит краткий исторический очерк Китая из моего позапрошлого репортажа, он может догадаться, что скучать монахам не давали, поскольку во все эпохи своей бурной истории Китай завоевывался с периодичностью от 50 до 300 лет. Истории не известен ни один случай, когда бы монахи Шаолиня - или какие-нибудь другие китайцы - с успехом отразили иностранное вторжение. Поэтому неудивительно, что монастырь Шаолинь горел с той же периодичностью, с какой завоевывался Китай - и даже чаще. Последние два разрушительных набега на монастырь (не считая нынешней туристической оргии) состоялись уже после провозглашения Китая республикой. В 1928 году Шаолинь разграбил и сжег какой-то местный землевладелец, находясь в дурном расположении духа.
| |||||||||
|