Замбия
Замбия
Аруба
Аруба
Швейцария
Швейцария
Нигер
Нигер
Ирландия
Ирландия
Казахстан
Казахстан
Ватикан
Ватикан
Тунис
Тунис
ЮАР
ЮАР
Панама
Панама
Гибралтар
Гибралтар
Индонезия
Индонезия
Того
Того
Мальта
Мальта

Статьи о странах

АБВГДЕЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯ


Ватикан:

О стране
Все статьи


Райские кущи

Во славу Святого Петра

Предсказанному верить

Теократическое государство-город

Все о Ватикане

Миротворец Иоанн Павел II

Ватикан – солнечный город

Ватикан в новом тысячелетии

Могилы и реликвии

Звездный прилив и Акт творения

Спорные решения Бенедикта XVI

Отмытые финансы Ватикана

Лубянка против Ватикана

Соглядатаи для Папы Римского

Маленькая революция в Ватикане


Ватикан - Общая характеристика правовой системы Ватикана

Общая характеристика правовой системы Ватикана

  

Подраздел: Cтатьи о Ватикане | Ватикан
Страницы: 12

Правовая система ВатиканаПравовая система Ватикана основана на каноническом праве (jus canoni-cum), законодательстве самого Ватикана и Италии.

Главными источниками действующего в государстве-городе Ватикане права являются: а) Кодекс канонического права (Codex Juris Canonic) и апостолические постановления; б) законы, промульгированные для города Ватикана Верховным главой церкви или делегированной им властью, а также постановления, издаваемые компетентными властями.

Согласно закону Ватикана об источниках законодательства от 1929 г. в Ватикане с рядом оговорок применяются Уголовный, Гражданский и соответствующие процессуальные кодексы Италии, а также ряд иных итальянских законов. Регулирование ряда гражданских отношений было оставлено за каноническим правом. К таким отношениям отнесены: дееспособность для совершения юридических действий по приобретению имущества и распоряжению им по договорам как между светскими и духовными лицами, являющимися ватиканскими гражданами, так и на случай их смерти; браки; действие давности в отношении церковного имущества; дарения и отказы на случай смерти в пользу религиозных учреждений.

Основу канонического права католической церкви составляют решения церковных соборов и постановления римских пап. Согласно доктрине Ватикана конечным материальным источником канонического права является «божественное право». Исторически каноническое право складывалось в значительной мере на основе римского права и служило его «проводником» во многих странах мира, где действовали христианские церкви. В этом качестве оно сыграло важную роль в развитии многих правовых систем. Первые сборники канонов появились еще в IV в. А в XII в. была проведена первая кодификация канонического права болонским монахом Грацианом в Трактате «Согласование разноречивых канонов», который получил значение источника права под названием «Декрет Грациана».

В период правления Папы Григория XIII в 1582 г. трактат Грациана был переработан и издан под названием «Свод канонического права» (Corpus Iuris Сапо-nici). В этот период к сфере канонического права и церковной юрисдикции относились и внецерковные правоотношения – брачно-семейные, имущественные и др. С ослаблением светской власти пап церковная юрисдикция ограничивалась, а каноническое право все больше сближалось с собственно церковным правом.

В период правления Папы Григория XIII Современное каноническое право представляет собой совокупность канонов как религиозно-правовых предписаний, регулирующих преимущественно отношения внутри церковной организации и вопросы брака. Оно лишь формулирует некоторые принципы общественных отношений, которым для соблюдения христианской морали светское право должно придать силу и которыми должны руководствоваться верующие. Как и любое конфессиональное право, каноническое право католической церкви является не территориальным, а персональным. Оно выступает ныне в качестве одной из мировых правовых систем, влияние которой распространяется на десятки стран.

Его нормы были систематизированы в Кодексе канонического права, изданном Папой Бенедиктом XV в 1917 г. Кодекс состоял из 2414 канонов, объединенных в 5 книг. Последние охватывали систему источников канонического права, так называемое конституционное право церкви, таинство, учительство, церковное право наследования и канонические процедуры судопроизводства. Однако, заменить множественность источников канонического права единым все же не получилось. Так Кодекс не отменял договоров Святого Престола с различными нациями, допускал отдельные обычаи и законы, противоречащие его указаниям, почти не касался восточных католических церквей.

Кроме того, после 1917 г. были изданы многочисленные церковные законы, исправляющие или дополняющие Кодекс Бенедикта. Кодификация канонического права восточных католических церквей была завершена в 1945 г. с публикацией проекта Восточного кодекса канонического права (Codex Iuris Canonici Orientalis). Он был обнародован Папой поэтапно, в 1949–1957 гг., и не полностью.

Очередная правовая реформа была начата в 1983 г. когда Папа Иоанн Павел II утвердил новый Кодекс канонического права для латинской католической церкви. Кодекс 1983 г. и содержит 1752 канона, распределенных на 7 книг.

В первой книге кодифицированы общие нормы, в принципе применимые ко всем областям канонического права. Вторая книга, озаглавленная «О Народе Божьем», объединяет совокупность канонических норм относительно конституциональной структуры католической церкви латинского обряда.

 Страницы: 12

С этой статьей о Ватикане также читали:

  Теократическое государство-город

  Путёвка в ад

  Холм Mons Vaticanus

  Папская академия общественных наук

  Древние Ватиканские холмы

© 2004—2024 «Информационный портал путешественника»Перепубликация материала возможна только с ссылкой на сайт RESTINWORLD.RU